В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/4
Общество
«Кино без слов — мечта оператора»: в Архангельске снимают пластические фильмы

«Кино без слов — мечта оператора»: в Архангельске снимают пластические фильмы

04.12.2019 09:14Мария АТРОЩЕНКО
Участники и мастера лаборатории «Пятый элемент» досрочно открыли Третий кинофестиваль стран Арктики, который стартует в столице Севера 4 декабря.

Лаборатория пластического кино начала работу в рамках образовательной программы Arctic Open ещё 1 декабря, и уже прошли первые съёмки.

Для участия в лаборатории отобрали семерых молодых операторов, но до Архангельска доехали пятеро. Их наставниками стали оператор-постановщик, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения РГИСИ Максим Волох и режиссёр театра и кино, коуч сценических дисциплин Ева Валиева.

«Пятый элемент» — это второй этап «Лаборатории движения границ» проектного бюро Arctic Art Institute. Результатом первого, напомним, стал спектакль-перформанс «Живые течения».

— Мы продолжаем осмыслять место человека на Севере и те вызовы, с которыми он сталкивается каждый день, — отметила координатор лаборатории, куратор проектного бюро Arctic Art Institute Кристина Дрягина. — Мы ищем ответы на них с помощью разных форм искусства. Нам хочется, чтобы искусство в Арктике стало видимым. И нам было очень приятно, когда дирекция Arctic Open с нами связалась, ведь этот кинофестиваль имеет очень большой социальный эффект на нашей территории.

Кристина Дрягина.Кристина Дрягина.

По словам мастера курса Максима Волоха, пластическое кино — это не жанр, а форма подачи.

— Жанр в формулировке российского режиссёра Давида Исааковича Карасика — это та мера условности, которую мы задаём зрителю, — объяснил он. — Фактически жанр — это способ определения целевой группы для режиссёра. Но одна и та же целевая группа может смотреть фильмы разной формы подачи: например, мы можем смотреть комедии с элементами мелодраматизма Уэса Андерсона, а можем — Вуди Аллена. И формы у них совершенно разные. Пластическое кино — это способ подачи изображения через форму.

Оператор пластического кино должен быть внимателен к деталям, считает наставник, ведь он «работает с референсами между разными видами природы и живых существ». При этом, отсутствие реплик и диалогов — это не проблема.

— Кино без слов — это мечта оператора, — сказал Максим Волох, — потому что речь — это всегда удел редакторов, эпистолярного жанра. А оператор всегда стремиться передать образ места действия. Именно передать образ, а не снять его. Так же, как снимая актёра, мы передаём образ через глаза, жесты, улыбку. И для оператора, поверьте, в принципе, не важно, что он говорит.

Максим Волох.Максим Волох.

Сам наставник приехал на Север за новыми впечатлениями и идеями.

— Я давно не был на Севере, и мне захотелось приехать, — отметил Максим Волох. — Я люблю преподавать, потому что я учусь у студентов. Эффект преподавания на таких курсах сродни командировочному роману: чувства ярче, потому сто они конечны. Здесь у нас задача — помочь ребятам создать что-то за очень короткий срок, и мы с Кристиной и Евой — нашими добрыми феями — очень за них болеем. Мы все вместе пытаемся открыть что-то в ребятах — таково творчество педагога.

Во всём мировом кино оператор следует за идеей режиссёра и работает с ним в творческой группе. Оператор — это глаза режиссёра, поэтому Ева Валиева присоединилась к лаборатории, чтобы направить её участников в разработке идеи, концепции и сюжета будущих работ. Снятые на курсе короткометражные фильмы должны сложиться в единый альманах о четырёх стихиях, человеке — пятом элементе, — и их месте на Севере.

— Участникам нужно было выбрать одну из стихий и продумать её воплощение на Севере, — пояснила режиссёр-наставник Ева Валиева. — Дальше они искали образ, идею, которая эту стихию выражает. И на этом этапе подключилась я. Часто образы в голове не складываются в сюжет, они задают лишь атмосферу, а этого недостаточно для продуктивной работы. Ты не можешь прийти на площадку и поставить танцору или актёру задачу: «Это должно быть как дыхание весны под звёздным небом января!». Поэтому операторы в диалоге со мной конкретизировали идеи и доводили их до уровня концептов. А дальше — до синопсиса, истории.

Ева Валиева.Ева Валиева.

Съёмкам, по словам Евы Валиевой, предшествовал своеобразный взаимный кастинг: операторы выбирали танцоров, а танцоры — операторов. Получилась ярмарка идей, своеобразный кастинг-питчинг: операторы презентовали свои истории, а танцоры решали, в какой истории им интересно поработать.

— Мы отбирали ребят как по их полноценным работам, так и по шоурилам — роликам с самыми удачными кадрами. Поэтому мы представляем, как они мыслят и снимают. Зная глубинную составляющую их идей, нам было проще помочь операторам с выбором исполнителей. Удивительным образом у нас собралась большая команда танцовщиков. Мы думали, что будет один танцовщик на одного оператора, но по факту кто-то работает с одним, а кто-то — с целой группой из семи человек.

Константин Селин.Константин Селин.

Уроженец Красноярска, а ныне петербуржец Константин Селин — не профессиональный оператор. Он привык находиться по другую сторону камеры — как режиссёр, — но снимает всегда сам.

— Моя тема — вода, — рассказал он. — Самое лёгкое для меня было бы выбрать огонь, потому что он антагонист Северу. Но вода мне более интересна: она принимает разные формы. Она и снег, и лёд, и источник питания, и опасность, и жизнь, и смерть. К тому же, человек на 70 процентов состоит из воды. Я сочинял историю, когда уезжал из Петербурга. А сюда приехал: тут снежинки можно ртом ловить — вот вам и источник вдохновения! Поэтому пришлось всё адаптировать под естественную северную среду. Форма воды в виде снега с визуальной точки зрения для меня даже интереснее.

Семён Лебин.Семён Лебин.

Петербуржец Семён Лебин поступил хитрее всех — выбрал человека, способного взаимодействовать со всеми четырьмя стихиями.

— В моём фильме речь пойдёт о взаимодействии людей на Севере, — пояснил Семён. — Здесь, на Севере, оно совершенно уникально: климат здесь достаточно суровый, жизнь не простая. И это отражается на общении людей друг с другом. Северяне не сразу открываются незнакомцу, зато когда открываются, то со всей душой. Мы пытаемся раскрыть это в пластике и совмещаем наши поиски взаимопонимания с городскими видами.

Мастер Максим Волох даёт участникам полную свободу, даже если с чем-то не согласен.

— Если бы я был оператором на этом курсе, я бы раздел девушку на снегу, — сказал наставник. — Обнажённая девушка, её формы и кожа, созвучны северной природе. Северная природа очень изящна, тягуча и масштабная. Она велика, как велика женская красота.

Работы участников лаборатории пластического кино «Пятый элемент» можно будет увидеть 6 декабря в 19:00 в Технопарке САФУ (проспект Ломоносова, 39, корпус 1).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.