Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
Общество
Вместо тысячи слов: на кинофестивале Arctic Open пройдёт лаборатория пластического фильма

Вместо тысячи слов: на кинофестивале Arctic Open пройдёт лаборатория пластического фильма

24.10.2019 09:12Мария АТРОЩЕНКО
Завершается регистрация на лабораторию для операторов «Пятый элемент», которая состоится в Архангельске с 1 по 6 декабря в рамках Третьего международного кинофестиваля стран Арктики.

Её инициировало проектное бюро Arctic Art Institute. Принять в ней участие смогут семеро операторов, которые живут и работают в Архангельской области или на Северо-Западе вообще.

В течение шести дней они будут исследовать связь людей и места, экологию человека и стихии мира — воду, воздух, землю и огонь. Пятой стихией или элементом выступит человек.

Каждый участник получит тему, посвящённую одной из стихией. В первые четыре дня пройдут интенсивы, а в последние два — съёмки и монтаж итоговых пластических фильмов. В каждом из них будет звучать музыка северных композиторов.

Мастером лаборатории станет оператор, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и ТВ Российского государственного института сценических искусств Максим Волох, а режиссёром-наставником — режиссёр театра и кино, коуч сценических дисциплин, руководитель продакшена JeuTram Ева Валиева.

— Каждый оператор объединяется в творческую группу с режиссёром лаборатории, мастером и танцорами. Группа вырабатывает идею фильма, подбирает локации, реквизит, делает раскадровку. С режиссёром операторы снимут и смонтируют свой фильм, — рассказывает координатор лаборатории, куратор проектного бюро Arctic Art Institute Кристина Дрягина.

Итогом лаборатории станут пять художественных роликов, которые покажут на одной из площадок III Международного кинофестиваля Arctic open.

Ева Валиева на премьере «Живых течений» в Архангельске.Ева Валиева на премьере «Живых течений» в Архангельске.

Для Евы Валиевой лаборатория станет своего рода продолжением исследования, начатого в спектакле-перформансе «Живые течения», который она поставила в Архангельске совместно с хореографом Николаем Щетнёвым и куратором Кристиной Дрягиной.

— Пластическое кино — это танцевальный жанр кино, в котором через пластику актёра или танцора и его взаимодействие с пространством передаётся глубинный смысл, — пояснила она. — Оно сейчас набирает обороты. Мы живём в век визуального искусства, а совмещение кино и танца — это самое визуальное, что можно придумать. Люди устали от слов, они хотят чувствовать какую-то глубину смыслов без них. От всего нашего общения вербальное составляет только 10-15 процентов. Когда мы соприкасаемся в музее с произведением классического или абстрактного искусства, мы видим либо сюжет, либо взаимодействие форм, пятен и линий. А пластическое кино даёт зрителю возможность интерпретации, вызывает рефлексию и глубинное понимание того, что хотел выразить режиссёр, музыкант или танцор.

Ева Валиева привела примеры фильмов, которые можно было бы отнести к пластическим.

— Посмотрите фильм Вима Вендерса «Пина» о танцовщице Пине Бауш. Там много крутых пластических вставок, — порекомендовала Ева Валиева. — Или «Танго» Карлоса Сауры. А ещё Боб Фосс — автор «Кабаре» и «Весь этот джаз». Он изначально был танцором, поставил много мюзиклов. У него в фильмах движение очень много значит. Ещё один яркий пример — это клип на одну из композиций исландской группы Sigur Rós. В своё время они провели для режиссёров открытый конкурс идей клипов на их песни. Им было важно, как их музыка откликается в людях. И вот среди получившихся клипов есть один совершенно превосходный пластический фильм на пять минут.

Режиссёр рассказала, почему ей близок этот проект.

— Мне интересны междисциплинарные направления в театре, кино и искусстве вообще. Мне кажется, за этим будущее, — пояснила она. — И мне очень сильно наскучили тексты, я устала от бесконечных разговоров. Мне бы хотелось больше изучать инстинкты человека, его рефлексию, реакцию и эмоции, больше подсознательное, нежели сознательное. Мне очень нравится наша грядущая лаборатория. В её концепции есть места для исследования, работы с вызовами на Севере. Только теперь мы будем работать с ними не в интервью, спектакле или перформансе, а с точки зрения визуального воплощения. Я с большим удовольствием жду начала работы. Для меня это станет продолжением исследования, которое мы начали в «Живых течениях», где мы занимались связью человека и места, влиянием места на его ментальность, коммуникацию с миром и видение жизни.

Напомним, что кинофестиваль Arctic Open пройдёт в Архангельске с 4 по 8 декабря. На него поступило 2988 работ из 128 стран мира, и совсем скоро будет объявлен шорт-лист. Лаборатория «Пятый элемент» — лишь часть его большой образовательной программы

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.