В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/4
Общество
Как песок сквозь пальцы: танцор из Санкт-Петербурга перевёл свой дневник на язык тела на архангельском пляже

Как песок сквозь пальцы: танцор из Санкт-Петербурга перевёл свой дневник на язык тела на архангельском пляже

28.06.2019 16:12Мария АТРОЩЕНКО
Танцор, режиссёр и художник Сергей Медведев трижды покажет на фестивале уличных театров свой перформанс «Дело случая» (один уже есть), и каждый показ будет не похож на другой.

Медведев дважды приезжал на знаменитый архангельский фестиваль в составе физического театра PG progect, вместе с соавтором Наташей Беспаловой и соучастницами. В 2016 году — со спектаклем Chuma21 по Камю, и в 2017-м — с «Превращением» по Кафке. На этот раз он впервые приехал один со своим собственным документальным перформансом. 

Независимый петербургский проект продолжает существовать — правда, несколько в ином качестве, теперь под именем «ПГ», — и Сергей Медведев остаётся его частью.

— Не люблю это слово, но у нас произошёл какой-то ребрендинг, — рассказал Сергей «Региону 29». — Наверное, это переформирование, переосмысление проекта. Мы убрали такое понятие как «Театр», потому что поняли, что хотим отказаться от каких-то рамок, какой-то определённой структуры, в которую себя поместили, и заниматься другим. Сейчас это больше лаборатория, исследование, погружение. И мы сейчас с Наташей, наверное, впервые за долгое время сосредоточены на отдельности себя, нежели на чём-то общем. Каждый из нас сейчас занимается своей исследовательской работой.

Перформанс начался с установления контакта со зрителями.Перформанс начался с установления контакта со зрителями.

Одним из таких исследований как раз и стал документальный танцевальный перформанс «Дело случая», построенный на воспоминаниях и записях в дневнике, которые танцор вёл начиная с декабря 2018 года.

— Практически каждый день фиксировался, и потом уже переносился на тело, — пояснил Сергей Медведев. — Таким образом вырабатывался и телесный язык самого перформанса, и внутреннее наполнение. Я записывал всё: начиная с того, какая погода, и заканчивая тем, как я себя чувствовал физически и эмоционально. Здесь и быт, и условность, и конкретика, и намёки, и внутреннее, и внешнее.

Причём процесс документации продолжается. Поэтому и каждый перформанс будет уникальным: к нему добавится новый день.

— И не только добавляется день, но происходит какой-то даже перепросмотр прошлого, — добавил Сергей. — Эта работа — изображение того, что было, но исполненная мной настоящим. Очень часто нам предлагают размышления на тему, имеющие законченную форму, сюжет, структуру. А здесь такой процесс в процессе. Для меня очень много понятий открывалось из серии «Ради» или «Для». Что и как это можно делать? В чём сходства и различия — относительно себя или другого человека? 

В последнее время многие люди вновь начали вести дневники. Это связано, в том числе, и с распространением техники свободного письма или фрирайтинга — механического, без редактирования и без заботы об ошибках, записывания всего, что приходит в голову. Этакого мозгового штурма на бумаге.

— У меня тоже был поток сознания, но это не являлось для меня терапией, — сказал Сергей Медведев. — Я очень рад, что это событие, это дело случая вдохновило меня на создание художественного образа. Это не терапия, это воплощение того, что я чувствую, при помощи того, чем я занимаюсь по жизни. Каждый из нас может любить, но я как художник свою любовь воплощаю. И опять же свою любовь я воплощаю в то, что я люблю. И как я люблю. Пусть наивно, но это всё равно история любви — к человеку, к искусству. Работа может показаться очень печальной, но на самом деле я очень счастлив. 

Сергей, как и его коллектив в прошлые разы в Архангельске, выбрал для выступления одну и ту же точку — площадь Мира. Но на этот раз спустился ниже — прямо на песок, спиной к Северной Двине. Песок — символ времени, он утекает сквозь пальцы, но твердеет, застывая в «куличах» и замках. Это необходимый элемент для простейшего прибора отсчёта временных промежутков, состоящего из двух чаш, соединённых узким горлышком. Собственно, порода и дала ему название — песочные часы. Сергей Медведев и зрители вместе с ним оказались песчинками в песочных часах его жизни.

На песке якорь («Будем кого-то спасать? , — интересуются зрители перед началом) и глыба льда — символы воспоминаний. А ещё якорь — овеществлённый термин из психологии. Так психологи называют раздражитель из внешнего мира — образ, прикосновение, мелодию, запах, — возрождающий в памяти момент из прошлого и чувства, пережитые тогда. 

Когда перформанс начался, стало ясно, что выбор на пляж как на пространство для танца пал не только из-за символики. Песок оказался очень пригодным для взаимодействия «подножным» материалом: его Сергей Медведев собирал в горсти, прикладывал к телу, как целебные компрессы и высыпал за шиворот, стараясь удержать бегущее время, спасти и сохранить бесценные песчинки воспоминаний.

Телесный язык «Дела случая» — пируэты, кувырки, падения и выпады, — отличался выразительным психологизмом и динамичностью: в нём выразился внутренний порыв и поиск перформера, а также желание любить. Отличительной особенностью перформанса стала его кажущаяся незавершённость: если сбор материала продолжается, значит, архангелогородцы оказались участниками своеобразного work in progress.

В финале Сергей Медведев, сопровождая каждый удар тяжёлым выдохом, начал разбивать кусок льда на части: сначала полетела ледяная труха, а потом глыба, наконец, раскололась и на песке осталась горстка колотого льда. Воспоминания — не только благо, но и бремя. Они копятся, копятся и тянут к земле, как груз. От некоторых, чтобы жить и двигаться дальше, приходится избавляться. Разбивать, как льдину — якорем.

«Дело случая» ещё дважды случится на пляже у площади Мира: 28 июня 19:00 и 29 июня в 18:00.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.