В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/3
Экономика
«Арктика» объединит, но не упразднит: реорганизации 2-го Архангельского объединённого авиаотряда не предполагается

«Арктика» объединит, но не упразднит: реорганизации 2-го Архангельского объединённого авиаотряда не предполагается

22.05.2019 13:42Виктор СЕМЁНОВ
Об этом заявляют в правительстве региона.

В апреле мы сообщали о том, что в рамках Арктического форума было подписано соглашение между Архангельской областью и Ненецким автономным округом о создании авиакомпании «Арктика». Новая структура должна обеспечить перелёты северян в комфортных условиях в другие регионы страны. Предполагается, что авиакомпания будет создана на базе 2-го Архангельского и Нарьян-Марского объединённых авиаотрядов, а региональные и межрегиональные воздушные перевозки будут осуществляться как с помощью винтовых Л-410, грузового ИЛ-112 и магистрального самолета МС-21, так и трёх реактивных машин СуперДжет.

У авиаторов есть вопросы

Как это часто бывает, любые изменения — даже позитивные — влекут за собой напряжение и вопросы. 17 мая архангельские авиаторы собрались на митинг. Сколько в реальности работников воздушного флота собралось у Соловецкого камня — вопрос. Помитинговать под своими знамёнами пришли и представители политических партий — в политике, как известно, любые средства хороши, включая популистские.

Впрочем, профсоюзы и сами лётчики задали вполне логичные и понятные вопросы. Откуда на предприятии появятся деньги для создания инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания новой техники? Где взять подготовленный персонал? Что будет с действующим лётным составом? Зачем объединять авиакомпании?

Много опасений вызывает непосредственно реактивный самолёт (сейчас предприятие использует только винтовые самолёты и вертолёты). Председатель профсоюза лётного состава 2-го Архангельского авиаотряда Владимир Заварухин прямо заявил, что коллектив выступает против того, чтобы брать СуперДжеты в операционный лизинг и эксплуатировать их, поскольку у предприятия нет опыта работы с воздушными судами такого типа.

Владимир Заварухин. Фото «Регион 29».Владимир Заварухин. Фото «Регион 29».

— Отсутствует лётный и кабинный экипаж, технический персонал и техническая база. Для найма, обучения и подготовки специалистов, а также формирования инфраструктуры потребуется значительные финансовые вложения, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, привести к его банкротству, — отметил Владимир Заварухин.

Связать арктические территории

За разъяснениями «Регион 29» обратился к министру транспорта Архангельской области Вадиму Кривову. По его словам, никакой реорганизации региональной авиакомпании — 2-го Архангельского объединённого авиаотряда — не предполагается.

— Компания «Арктика», как планируется, будет чем-то вроде отдельного подразделения при авиаотряде, — заявил Вадим Кривов. — За её финансовое обеспечение будут отвечать Архангельская область и НАО, и именно за средства двух регионов планируется взять в лизинг новые самолёты. Для этого планируется набрать новый лётный и обслуживающий состав с опытом работы на воздушных судах такого класса.

Министр сообщил, что авиаотряд продолжит выполнять все свои функции, как и ранее. В настоящее время рассматривается возможность дальнейшего обновления парка воздушных судов архангельского предприятия — самолетов Л-410 и вертолётов Ми-8.

— Никаких финансовых обременений акционерному обществу никто не навязывает. Вероятней всего, «Арктика» будет работать под сертификатом лётной годности нашего авиаотряда, хотя также рассматривается сценарий создания новой компании «с нуля» и получения независимого сертификата эксплуатанта. Новая компания создаётся для того, чтобы связать арктические территории. С созданием «Арктики» появится возможность чаще и больше летать в города Северо-Запада России, Арктического региона и даже по южным направлениям, — комментирует Кривов. — Важно отметить, что никто не собирается начать летать уже завтра. Само собой, подробнейшим образом прорабатывается бизнес-план. Изначально мы планировали запуститься уже летом, но пока находимся только на этапе экономического обоснования проекта, и сроки запуска ещё обсуждаются. Региональное правительство внимательно следит за этим вопросом и контролирует ситуацию.

Вадим Кривов. Фото «Регион 29».Вадим Кривов. Фото «Регион 29».

В стадии проработки

На митинге некоторые выступающие противопоставляли Л-410 и СуперДжеты, говорили о преимуществах больших вертолётов. Но, очевидно, задумка в том и состоит, чтобы не отказываться от давно и хорошо зарекомендовавшей техники, а взять новую и оказывать другую услугу. Разница между самолётами — существенная. «Сухой» развивает крейсерскую скорость 830 км/ч, дальность его полёта может достигать 4,5 тысячи километров, пассажировместимость — около 100 человек. Чешские Л-410 вмещают около 20 человек. Скорость — около 300 км/ч, дальность — около 1200 километров (хотя в зависимости от модификации может быть как больше, так и меньше).

Наш источник в АО «Гражданские самолёты Сухого» подтвердил, что правительство Архангельской области проявило заинтересованность в самолётах СуперДжет. Правда, редакция не располагает данными о подписании контракта. Он, вероятно, находится в стадии проработки. Очевидно, договорные отношения могут вступить в силу только после того, как начнёт работу компания «Арктика». После того, как подписываются контракты начинается подготовка пилотов по конкретным программам обучения.

Конечно, в СМИ сейчас немало говорится о трагедии в Шереметьево. И эксперты, и обыватели обсуждают, что повлияло на печальный исход в большей степени. Но чтобы не быть голословными, процитируем авторитетный «Коммерсант»: «… в уголовном деле о катастрофе самолета SSJ 100 „Аэрофлота“, жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов».

Тем, кто берётся судить о том, насколько хороши самолёты типа Ан-2 можно напомнить об инцидентах с их участие под Архангельском (в 2016 году, в 2018 году) и Нарьян-Маром (в 2017 году). Трагедии, инциденты случаются, но далеко не всегда виновата техника.

При чём здесь НАО?

Как нам стало известно из источников в правительстве соседнего региона, перевозку пассажиров на самых массовых для НАО направлениях (Нарьян-Мар — Москва и Нарьян-Мар — Архангельск) ведут авиакомпании «ЮТэйр» и «Нордавиа». Они используют Боинги 737-500, период эксплуатации которых близится к 30 годам. В ближайшей перспективе (один-два года) авиакомпании собираются менять их на более новые и тяжёлые самолеты. Но по техническим характеристикам взлётно-посадочная полоса Нарьян-Мара не сможет принимать более тяжёлые воздушные суда. Поэтому в НАО пришли к выводу о целесообразности использования российских СуперДжетов.

Также источники в НАО подчёркивают преимущества отечественного самолёта — лизинговые платежи зафиксированы в рублях, федеральное правительство субсидирует лизинг СуперДжетов. Согласно постановлению правительства РФ (№ 1212 от 30.12.2011 года) за каждый самолёт выплачивается субсидия в размере 139,98 миллиона рублей. Это значит, что за три воздушных судна «Арктика» получит около 420 миллионов рублей.

К каждому самолёту поставляются запчасти на 115 миллионов рублей, а авиакомпания оплачивает всего десять процентов. Субсидируется подготовка лётчиков. Согласно другому постановлению правительства РФ (№ 1242) региональные маршруты, выполняемые на СуперДжете обеспечиваются первоочередным субсидированием. По идее, это должно поспособствовать снижению цены авиабилетов.

Кроме того, у российского самолёта есть гарантийный срок — четыре года.

Подключится нефтянка

И всё же вернёмся к «Арктике». Пока регионы подписали только соглашение о намерениях. Но, видимо, произошло это не случайно.

Вряд ли тот же 2-й Архангельский объединённый авиаотряд можно назвать преуспевающим — в экономическом смысле — предприятием. Там работают профессионалы высочайшего уровня, но насколько эффективна и современна сама структура? Если вы бываете в аэропорту Васьково, то наверняка заметили, что мало чего там изменилось с 1980-х — уровень комфорта, инфраструктура. А это ключевой объект авиаотряда. При этом стоимость билета на Соловки равна стоимости полёта в Западную Европу.

Власть объясняет смысл наметившихся перемен исключительно соображениями развития и модернизации. Авиакомпания «Арктика» должна объединить несколько юрлиц, имеющих общую миссию и цели, но, цитируем, «ведущих раздельную финансово-хозяйственную деятельность». Предприятие продолжит оказывать те же услуги, что и прежде — перевозку пассажиров, почты и грузов вертолётным и самолётным транспортом в границах регионов, функции санитарной авиации, чартерные рейсы и Васьково. Но ко всему этому добавятся регулярные и чартерные рейсы из аэропорта Архангельска (Талаги) и Нарьян-Мар на новых отечественных самолётах SSJ 100.

Перед новой структурой ставится цель — получение прибыли. Но при этом предприятие должно выполнять важную социальную функцию. Убытки планируется покрывать за счёт субсидий, как федеральных, так и областных (выделяемых из двух региональных бюджетов — Архангельской области и НАО).

Стратегическим и финансовым партнёром авиакомпании выступит Ненецкая нефтяная компания. Она должна обеспечить первоначальное финансирование проектов развития авиакомпании. Сейчас разрабатывается пятилетняя стратегия и план развития авиакомпании.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.