8 ноября самолёт «Ан-2» Второго архангельского объединённого авиаотряда выполнял пассажирский рейс № 735 по маршруту «Васьково (Архангельск) — село Сояна». Зимой в этот отдалённый мезенский населённый пункт можно добраться на снегоходе, в остальное время года — исключительно на самолёте. По уточнённым данным, на борту находились 12 пассажиров, в том числе восьмимесячный ребёнок и инвалид-колясочник, и двое членов экипажа. Самолёт вылетел в 10:20.

По свидетельству пассажиров, посадка на борт и дальнейший взлёт прошли в штатном режиме и не предвещали ничего экстраординарного. Перед взлётом самолёт поливали антиобледеняющей жидкостью. Однако примерно через пару десятков минут пассажиры почувствовали, что воздушное судно раскачивается и начинает снижаться. Паники не было.

— Рейс начался как обычно, ничего странного в работе самолёта мы не заметили. Я пыталась уснуть, поэтому не сразу поняла, что мы падаем. Все были пристегнуты ремнями безопасности, поэтому сильно никто не пострадал, — сообщила пассажирка Галина Лыкова, работающая учительницей математики Соянской школы.

— Примерно через 20 минут после вылета мы начали снижение, самолёт стал цеплять верхушки деревьев. Пилоты увели самолет в сторону от лесного массива и приземлились рядом с болотом. Посадка была жёсткой, но запаниковать никто не успел — всё произошло очень быстро, — сообщил порталу arh112.ru другой пассажир «Ан-2» Александр Крапивин.

С 10:52 самолёт совершил жёсткую посадку, приземлившись 50 км от Архангельска в лесу неподалёку от Лодьмозера (Приморский район). Лётчики посадили самолёт очень умело. Это отметили сами пассажиры. После удара воздушное судно сильно деформировалось, но человеческих жертв не было. Правда, по уточнённым данным, у одного из пассажиров, мужчины 1967 года рождения, был зафиксирован перелом плеча.

В 10:52 «Ан-2» совершил жёсткую посадку около Лодьмозера (Приморский район).В 10:52 «Ан-2» совершил жёсткую посадку около Лодьмозера (Приморский район).

— Экипажу большое спасибо, с такой сложной ситуацией они справились на «ура», обошлось без погибших и без серьёзных травм. Через полчаса прибыл первый вертолёт со спасателями. К этому времени мы уже начали разводить костер, — поделился Александр Крапивин. 

О ЧП моментально узнали спасательные службы и оперативно отреагировали. Ситуацию взял под личный контроль глава региона Игорь Орлов.

К месту происшествия были направлены два вертолета «МИ-8». Первый — от Второго авиаотряда — вылетел из аэропорта Васьково. Второй — Архангельской региональной поисково-спасательной базы — из аэропорта Талаги. Сначала к месту ЧП прибыл экипаж региональной поисково-спасательной базы. Как рассказал командир поисково-спасательного отряда службы спасения им. И. А. Поливаного Алексей Малыгин, люди эвакуировались самостоятельно, находиться внутри самолёта было опасно — из него вытекал керосин.

— Всех пассажиров кроме одного вывезли спасатели РПСБ в аэропорт Талаги. Мы забрали членов экипажа и мужчину-колясочника. Также взяли на борт вещи пассажиров и почту: с «большой земли» в удалённые населённые пункты люди обычно летят с покупками, — сообщил порталу arh112.ru Алексей Малыгин.

Эвакуация прошла достаточно оперативно. В 13:15 — примерно через два часа после аварийной посадки «Ан-2» в лесу — вертолёт с эвакуированными пассажирами на борту приземлился в аэропорту «Архангельск».

Летевшая рейсом № 735 Галина Лыкова считает, что причиной ЧП могли стать сложные погодные условия.

— Наверное, погода сказалась. Дождь, влетели в холодную полосу, и резко произошло обледенение крыльев или чего-то, — сообщила Галина Лыкова.

Эту версию также высказывал родственник другой пассажирки, который написал в соцсети: «По словам лётчика первым из строя вышел карбюратор из-за обледенения».

Источник «Интерфакса» отмечал, что во время полёта «командир доложил об обледенении и запросил возвращение на аэродром вылета. Затем связь с экипажем внезапно оборвалась».

Вместе с тем, вчера архангельские эксперты проявляли осторожность, говоря о причинах инцидента или вообще отказывались комментировать эту тему. В разговоре с ИА «Регион 29», начотдела инспекции по безопасности полётов Архангельского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Виктор Шик, подчеркнул, что однозначно судить о том, что произошло обледенение самолёта не следует. Впрочем, он также отметил, что единственный двигатель и отсутствие противообледенительной системы — это существенные недостатки самолётов этого типа. Виктор Шик также сообщил, что к расследованию ЧП будут подключать Межгосударственный авиационный комитет.

Известно, что транспортировка аварийного самолёта «Ан-2» будет выполнена силами Второго объединенного авиаотряда. Напомним, ровно два года назад самолёт «Ан-2» этого предприятия также совершил аварийную посадку на лёд в районе недалеко от Архангельска.

Причины и обстоятельства произошедшей 8 ноября аварии выясняются. Следственным управлением на транспорте по Северо-Западу возбуждено уголовное дело.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.