В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Хроника аварийной посадки Ан-2: правда засекречена?

Хроника аварийной посадки Ан-2: правда засекречена?

01.12.2016 12:42Николай КАРНЕЕВИЧ
Журналисты ИА «Регион 29» изучают возможные причины недавнего ЧП на льду Северной Двины.

Главной причиной заняться сбором данных об авариях Ан-2 стало то обстоятельство, что Второй объединённый авиаотряд до сих пор воздерживается от комментариев о неожиданном завершении рейса Лешуконское — Васьково вечером 10 ноября. В течение двух дней спасательной операции авиаторы ссылались на занятость, а теперь твердят, что до окончания работы специальной комиссии не имеют права рассказывать о подробностях рейса и состояния самолёта до и после экстренной посадки на лёд.

Два самолёта

Пока Ан-2 фиксировали на льду и готовили к эвакуации, в Архангельске множились версии происшествия в Лешуконском районе. Согласно одной из них, самолёт был не почтовым, а пассажирским. Однако в момент аварийной посадки пассажиров на борту не было. По предварительной информации, Ан-2 летел по маршруту Архангельск — Лешуконское — Койнас — Лешуконское — Олема — Лешуконское — Архангельск.

Основная версия с обледенением корпуса  и, как следствие, перерасходом топлива вполне правдоподобна. Хотя остаётся вопрос: почему экипаж принял решение отправляться в рейс, несмотря на погодные условия?

Как стало известно ИА «Регион 29», именно из-за погоды 10 ноября был отменён рейс «Ценогора — Лешуконское — Архангельск». Самолёт поднялся в воздух, но через несколько минут вернулся назад. Капитан судна оценил возможный риск и предпочёл перенести рейс на следующий день.

Ноябрь — время нелётное

На авиаплощадке Ценогор ситуацию с возвращением «первого» самолёта из-за непогоды назвали обычной, рабочей. В ноябре погода непредсказуемая, и рейсы довольно часто отменяют.

Что касается самой машины, то северные районные авиаторы считают Ан-2 самым надёжным самолётом. К тому же ему не нужна высококачественная и длинная взлётно-посадочная полоса, что позволяет успешно эксплуатировать технику для внутренних перевозок.

А вот пассажиры маршрута Архангельск — Лешуконское порой высказывают претензии. Одна из пассажирок, летевшая в Лешуконское в мае 2016 года с новорождённым ребёнком, рассказала о том, что во время дождя в салон начала проникать вода. Но проникать — это слабо сказано, текло так, что пришлось открыть зонт!

Причина проста: самолёты ветшают.

Старичку пора на пенсию?

Продолжим материал краткой сводкой происшествий с этим самолётом в России и мире на протяжении нескольких последних лет. Вначале — данные за 2016 год. 

6 февраля. Ан-2, выполняя рабочий облёт Оренбургской области, разбился под Орском. Погибли три человека, выживших нет, самолёт полностью разрушен. 

14 апреля. В Пестравском районе Самарской области Ан-2 потерпел крушение, выполняя работы по орошению полей. Пилот погиб.

6 июня. В Сальском районе Ростовской области днём разбился Ан-2 во время сельскохозяйственных работ, пилот погиб. По предварительным данным, полёт выполнялся без согласования с местными структурами Росавиации.

31 июля. Частный Ан-2, вылетевший из Бердска Новосибирской области в Красноярск, упав в тайгу, полностью разрушился и сгорел. По предварительной информации, на борту могли находиться до трёх человек. Выживших нет.

17 сентября. Ан-2 бросили после аварийной посадки под Ульяновском. Самолёт опрыскивал поля подсолнечника. Пилот из-за перебоев в работе двигателя запросил посадку на грунтовый аэродром, но до него не долетел. Ан-2 задел верхушки деревьев, пролетел через автомобильную дорогу и упал в поле, пропахав по нему ещё метров 70 и зарывшись винтом. Пилот вышел из самолёта, вызвал машину и уехал.

24 сентября. На поле под Воронежем Ан-2 столкнулся с деревом и рухнул при проведении сельхозработ. Причиной была ошибка пилота: он не справился с управлением, и самолёт задел крылом деревья. Лётчик госпитализирован в районную больницу. 

Всего в мире за 2010-2015 годы агентство РИА Новости, к примеру, насчитало 33 происшествия с Ан-2. По большей части лётчики и пассажиры отделались испугом или лёгкими травмами, хотя в 11 из этих 33 аварий были человеческие жертвы. В большинстве случаев причиной аварий или неполадок был человеческий фактор: ошибка пилота, несогласованность с диспетчерами, невнимание к техническому состоянию самолёта.

Самолёты не виноваты

Самая драматичная за последние шесть лет авария произошла в 2012-м, а самая курьёзная — в 2010 году.

11 июня 2012 года Ан-2 разбился после вылета с посадочной площадки города Серов Свердловской области. Обломки техники и останки жертв смогли обнаружить лишь через год в болоте в восьми километрах от места взлёта. На месте катастрофы были найдены останки 13 человек. Причиной крушения самолета Ан-2 стала ошибка командира воздушного судна.

16 апреля 2010 года в Грачевском районе Ставропольского края самолёт при заходе на посадку столкнулся с трактором. Обошлось без жертв. Пилот сбился с курса, поэтому решил приземлиться и спросить тракториста, куда ему дальше лететь.

В качестве предварительного итога отмечу: принципиальных замечаний к Ан-2, при надлежащем уходе за техникой, практически нет. Некоторые знатоки и очевидцы вообще утверждают: он настолько совершенен, что может зависать в воздухе и даже лететь хвостом вперёд, не теряя управляемости. Такую его способность, наряду с возможностью парашютирования, не раз использовали на практике при посадке с сильным боковым ветром. То есть, Ан-2 в таких условиях может приземлиться не вдоль, а буквально поперёк полосы.

Тем не менее, уже чуть ли не через год парк российской малой авиации начнут менять с помощью принципиально новых самолётов. 

Чем заменят Ан-2?

К серийному варианту нового небольшого самолёта в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (Новосибирск) рассчитывают подойти к концу нынешнего года. Новинку обещают представить в 2017-м.

В прошлом году специалисты СибНИА собрали опытный экземпляр самолёта, в котором апробированы новые технологии, в том числе элементы из композитных материалов. Модель хорошо показала себя и сейчас совершенствуется до серийного варианта. 

Характеристики новинки значительно превосходят возможности Ан-2. Он будет способен перевозить вдвое больше грузов, до трех тонн. В два раза увеличиваются крейсерская скорость (до 350 километров в час) и дальность полета (до 3,5 тысячи километров). При этом самолёт сохраняет традиционные преимущества Ан-2, например, возможность взлетать и садиться с короткой взлетно-посадочной полосы, сообщает агентство ТАСС.

Надеемся, что комментарии Второго архангельского объединённого авиаотряда и транспортной прокуратуры в связи с экстренной посадкой Ан-2 на двинской лёд всё же будут опубликованы раньше, чем на малых аэродромах страны появятся новые самолёты. А пока, чтобы скрасить ожидание, напомним историю создания отечественного биплана. 

Легендарный «кукурузник»

Ан-2 — советский лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный в Новосибирске в конце 1940 годов. Используется в сельском хозяйстве, авиационном спорте, грузо- и пассажироперевозках, борьбе с лесными пожарами. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который производится более 60 лет.

Проект лёгкого многоцелевого самолёта был предложен Олегом Антоновым, будущим главным конструктором КБ с одноимённым названием, ещё в 1940 году. Но тогда в первую очередь думали о создании боевых самолётов, и работы продолжились в 1945-м. И в 31 августа 47-го первый «Антонов-2» поднялся в воздух.

Это был сельскохозяйственный вариант самолёта, в дальнейшем Ан-2 получил более двадцати модификаций. Запуск модели в серийное производство был осложнён тем обстоятельством, что ещё в конце 40-х расчалочный биплан считался устаревшей конструкцией. Решающим стало мнение Никиты Хрущёва, который особо симпатизировал самолёту в плане его применения в сельском хозяйстве. И после 1953 года производство «кукурузников» на авиационном заводе в Киеве начало набирать полный ход.

Самое же большее количество Ан-2 (11915 экземпляров) выпустили в Польше, с 1958 по 1992 годы, с отдельными мелкими сериями до 2002 года. Производился, и производится до сих пор самолёт также в Китае. Всего было построено более 18 тысяч бипланов, и в разных странах мира используется порядка двух тысяч самолётов Ан-2.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.