В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Происшествия
Стали известны предварительные причины крушения самолёта в Нарьян-Маре

Стали известны предварительные причины крушения самолёта в Нарьян-Маре

22.06.2018 13:21Александр СВЕТЛОВ
Опубликован промежуточный отчёт по результатам расследования авиакатастрофы в декабре 2017 года в НАО.

Напомним, 19 декабря самолёт ТВС-2МС Нарьян-Марского объединённого авиаотряда должен был выполнить перелёт Нарьян-Мар — посёлок Харута. В 10:27 набиравший высоту борт под государственным регистрационным номером RA-01460 упал в аэропорту Нарьян-Мара. Четыре пассажира погибли. Семь пассажиров и оба члена экипажа получили тяжёлые телесные повреждения. На помощь пришли и врачи Архангельска.

Как стало известно из отчёта, опубликованного комиссией по расследованию авиапроисшествий Межгосударственного авиационного комитета, накануне дня вылета, 18 декабря 2017 года, в производственно диспетчерскую службу (ПДС) аэропорта Нарьян-Мар был подан план на рейс по маршруту Нарьян-Мар — Хорей Вер — Харута и обратно. При этом рейс должен был выполнять самолет Ан-2 (номер RA-40280). Однако, в день вылета из-за большого числа пассажиров до посёлка Харута, ПДС аэропорта заменила самолёта на ТВС-2МС и изменила маршрут: Нарьян-Мар — Харута –Нарьян-Мар. 

ТВС-2МС — российский турбовинтовой самолёт, созданный  для замещения воздушных судов типа АН-2 рамках госпрограммы по развитию малой авиации. Техническое обслуживание самолёта перед рейсом выполняли специалисты Нарьян-Марского авиаотряда. Замечаний выявлено не было. 

Экипаж прошёл предварительный медосмотр и получил информацию о текущих и прогнозируемых метеоусловиях. Командир воздушного судна 1990 года рождения налетал 2,3 тысячи часов, в том числе более 1,6 тысячи часов — на самолётах типа Ан-2 и ТВС-2МС. Не менее опытным был и старший пилот-инструктор: год рождения — 1977-й, общий налёт — 6,1 тысячи часов, из них четыре тысяч — на Ан-2 и ТВС-2МС.

Согласно сводно-загрузочной ведомости взлётная масса самолёта составила 5469 килограммов, что не выходит за ограничения руководства по лётной эксплуатации. Однако комиссия установила, что фактически взлётная масса была 5542 килограммов. А максимальная взлётная масса ТВС-2МС, согласно Руководству по лётной эксплуатации, составляет 5500 килограммов. 

О том, что произошло с воздушным судном в документе МАК говорится следующее:

«В процессе первоначального набора высоты произошло энергичное увеличение угла тангажа на кабрирование, сопровождаемое потерей скорости, с последующим кренением самолета вправо. Далее произошло снижение самолёта. Самолёт развернулся на ≈270° вправо относительно курса взлёта и столкнулся с заснеженной земной поверхностью с МК=141° на территории аэропорта Нарьян-Мар. Воздушное судно получило значительные повреждения, пожара не было».  

Фото из промежуточного отчёта о катастрофе.Фото из промежуточного отчёта о катастрофе.

Эксперты ведомства обращают внимание не только на превышение взлётной массы, но и  другой важнейший параметр полёта воздушного судна — центровку. Это расстояние от носка средней аэродинамической хорды (САХ) крыла до центра масс самолета (измеряется в процентах), говоря простым языком, центр тяжести. Для данного типа судов допустимый уровень САХ  составляет 29,5 процента. 

Центровка была рассчитана специалистами комиссии двумя методами, проведён следственный эксперимент. Для расчёта фактических значений взлётной массы и центровки самолёта были использованы данные взвешивания почты, багажа, ручной клади после авиационного происшествия, вес пассажиров и членов экипажа. 

В документе МАК говорится следующее:

«Значение центровки при расчёте по центровочному графику из руководства по лётной эксплуатации составило не менее 32,5 процента САХ, по моментам — не менее 34 процентов САХ. Таким образом, значения взлётной массы и центровки самолёта выходили за эксплуатационные ограничения для самолета-типа (5500 килограммов и 29,5 процента САХ соответственно)». 

Иначе говоря, роковыми обстоятельствами были превышение взлётной массы и ненормативная центровка. Также на исследование поступила видеозапись взлёта воздушного судна, выполненная одним из пассажиров на мобильный телефон.  

Представленная в промежуточном отчёте информация является предварительной. Комиссия МАК продолжает работу. Так, например, в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации проводится анализ проб авиационного топлива и масла, отобранных из заправочных ёмкостей самолета и топливозаправщика. 

Тем не менее, в промежуточном отчёте имеются оперативные рекомендации по повышению безопасности полетов о порядке дальнейшей безопасной эксплуатации самолётов типа ТВС 2МС.  Эксплуатируемые самолёты пройдут проверку на предмет веса установленного балансировочного груза.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.