Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
1/13
Общество
«Плакат становится современным искусством»: в Архангельск привезли всё новое в графическом дизайне

«Плакат становится современным искусством»: в Архангельск привезли всё новое в графическом дизайне

15.04.2019 18:15Мария АТРОЩЕНКО
14 апреля в архангельской Добролюбовке открылась плакатная выставка московской глобальной биеннале графического дизайна «Золотая пчела-13».

Выставка объединила 120 плакатов со всего мира: из России, Украины, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Черногории, Эстонии, Германии, США, Пакистана, Аргентины, Тайваня, — всё новое в графическом дизайне.

Добролюбовка с радостью встретила наступление дизайн-весны: уже не в первый раз библиотека становится площадкой для крупнейших событий в области графического дизайна — акции «Достоевский. Чёрное и белое» международной биеннале Strelka, выставки «33 голландских плаката» и фестиваля шрифта и видео Typomania

И всё благодаря сотрудничеству с архангельским сообществом 42 design во главе с Виктором Тяпковым. Кстати, он намекнул, что всё самое интересное ещё впереди.

— Обязательно следите за новостями, планы у нас громадные. В мае опять пройдёт Typomania, и к нам приедет Никлаус Трокслер [живой классик мирового графического дизайна], — аннонсировал Виктор Тяпков. — А в июне, возможно, опять приедет руководитель фестиваля Александр Васин.

Виктор Тяпков.Виктор Тяпков.

Открыл выставку президент биеннале, член Ассоциации искусствоведов и Союза дизайнеров России Сергей Серов.

— Я восхищён просветительской активностью библиотеки и Виктора, — сказал Серов. — Очень радостно видеть интерес к тому, чью ценность понимают не все. Наступающая эпоха будет креативной, а плакат — это настоящая школа креативности, учебник визуального творчества. Впитывайте, запечатлевайте на сетчатке. Россия в целом — не визуальная, не дизайнерская страна: наша беда в том, что мы мало видим, у нас визуальный опыт очень маленький. А это возможность увидеть весь мир, всё разнообразие дизайна в лучших образцах.

Сергей Серов.Сергей Серов.

В этом году, как рассказал Сергей Серов, «Золотая пчела» после нескольких лет жизни при поддержке благотворительного фонда Михаила Прохорова опять осталась без финансирования, а заодно и без дома: им с 1992-го года ей служил Центральный дом художника на Крымском валу в Москве, но с 1 апреля он прекратил существование. 

Выставку решено было объявить молодёжной, а главную номинацию, которая раньше всегда называлась просто «Плакат», переименовать в «Свежий ветер». В ней принимались работы молодых дизайнеров на любые темы. Также в Архангельск приехали театральные плакаты — Год театра всё же — и даже будущий проект «Золотой пчелы-14», посвящённый 100-летию немецкой школы дизайна Bauhaus.

Одни плакаты кричат, другие шепчут, третьи передают морзянкой. Одни о театре, другие об экологии и о свободе слова. Театральным плакатам вроде бы положено быть артистичными: они изобилуют символами и скрытыми смыслами, и поэтому, как ни странно, их очень легко опознать, даже иностранные. И маленькая хитрость: на театральном плакате всегда есть дата показа — афиша же.  Некоторые зовут на спектакли вежливо, витиевато, другие — загоняют в театр дубиной. 

Плакат российского дизайнера Дениса Маслова к «Маленьким трагедиям» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» бравирует грубостью и одновременно простотой: всё внимание — на испачканную то ли морковью, то ли томатным соусом, то ли вовсе кровью тёрку и на нестройную колонну фамилий, где первый в списке — рэпер Хаски. А само название — «Маленькие трагедии» — легко на плакат лёгким солнечным зайчиком.

Анастасия Бармакова сделала несколько плакатов к спектаклям Электротеатра «Станиславский» — «Идиотологии», в которой режиссёр Клим Козинский объединил роман «Идиот» Достоевского и философский трактат Готфрида Лейбница «Монадология», и «Грозе». Примечательно, что в обоих случаях дизайнер оставила фигуры, изображённые на листах, безголовыми: у первого вместо головы — сердце, у второй — птичья клетка.

Некоторые сообщения с листов считываются ещё издалека. Например, плакаты, объединённые общей темой: «Голос демократии в опасности!», — даже в переводе не нуждаются. Достаточно взглянуть на закрытые рты или речевое облачко из комикса, перетянутое колючей проволокой проволокой, чтобы считать мэсседж о пагубности цензуры. 

Зато порой нужно подолгу всматриваться в арабскую вязь, чтобы увидеть слово tolerance, или обнаружить, что расплывчатое пятно в полплаката, на самом деле, — перевёрнутая вверх тормашками группа слонов. Кривые чёрные линии не сразу складываются в очертания чайки, глотающей пластиковый мусор вместе рыбки, зато потом этот образ уже невозможно «развидеть»: как и то, что силуэт несъедобного корма напоминает торпеду: для морских птиц пластик — бомба замедленного действия.

Современный плакат, как рассказал на лекции Сергей Серов, становится более эмоциональным, нежели райиональным. А на смену центростремительным приходят центробежные силы.

— Как говорят литературоведы, актуализируется контекст, он становится не менее важен, чем текст. А наш контекст — это прежде всего фон, — отметил Серов.

По словам президента биеннале, кажущаяся простота некоторых плакатов никого не должна обманывать. Как и в случае с «Чёрным квадратом» Малевича, нет смысла апеллировать к тому, что «и ребёнок там может».

— Критерий повторяемости открытия, достижимости мастерства в XXI веке давно уже снят с повестки дня, потому что всё современное искусство абсолютно доступно для воспроизведения любым неподготовленным человеком, — подчеркнул Сергей Серов. — Принести писсуар из ближайшего магазина сантехники и поставить на выставке, как Дюшан сделал, ребёнку будет тяжеловато, но с помощью взрослых — вполне доступно. Плакат всё больше становится современным искусством, и наступающая эпоха не может не быть креативной. А «Чёрный квадрат» не только в искусстве перевернул страницу и открыл новую парадигму, но и для дизайнеров стал основой: все дизайнерские ценности вышли из супрематизма. Дизайн сейчас находится на передовой развития цивилизации. И чем меньше в нём будет рекламной рутины, тем тормознутее будет этот процесс. И, наоборот, чем больше художественности, тем быстрее мы в креативную эпоху пойдём.

После демонтажа выставки зрители за небольшое пожертвование смогут забрать полюбившиеся плакаты себе. У забронированных листов остаётся одна бумажка с названием вместо двух. Например, трогательная такса, длинная, как удав, очень быстро нашла себе будущего хозяина. А пока что организаторы выставки обещают провести экскурсию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.