Плакатная акция «Достоевский. Чёрное и белое» — это выставка международной биеннале графического дизайна «Strelka», которая посвящена 195-летию писателя и 150-й годовщине публикации его культового романа «Преступление и наказание».
По словам главного библиографа отдела литературы по искусству Марины Антипиной, выставка такого уровня впервые экспонируется в Добролюбовке, поэтому под неё отдали всю галерею второго этажа.
Проект, действительно, очень масштабный и серьёзный. Как лично рассказал на открытии куратор проекта Дмитрий Рекин, организаторам прислали более 1000 работ со всего мира, а прошли отбор в результате только 100 из них.
— Мы очень боялись. Но когда увидели, что получилось в итоге, были дико поражены. Оказалось, что больше половины работ прислали из-за рубежа. Здесь вы увидите, как Достоевского воспринимают в Мексике, Польше, Сербии… Большое спасибо Архангельску за то, что принял эту выставку!
Дмитрий Рекин: «Больше половины работ прислали из-за рубежа. Здесь вы увидите, как Достоевского воспринимают в Мексике, Польше, Сербии…»
Вопрос восприятия
Отметим, что девиз «Ночи» в Добролюбовке — «Искусство быть вместе», а конкретно того раздела, в котором открылась выставка плакатного Достоевского, — «Вместе размышляем». Поразмыслить здесь, действительно, есть, о чём. Да и восприятие творчества и личности писателя представленными на выставке художниками-плакатчиками — это повод для фундаментального научного исследования.
Хотя тенденция видится сразу же, в первый момент попадания в выставочное пространство: подавляющее большинство графиков концентрируется на мраке в душе и в книгах Достоевского. Визуальные образы, к которым художники прибегают, сами за себя говорят: черепа, топоры, пыточная «бочка позора» и чумной доктор.
Встречаются и более нетипичные: например на одном из плакатов огромный белый кот держит в зубах чёрную мышь, которая при повороте головы смотрящего становится похожей на человека. Можно было бы подумать, что кот — это олицетворение греха, но почему он тогда белый? А на другом плакате изображён силуэт писателя со знаменитого портрета, на котором вместо лица — тюремная решётка, из которой силится вырваться узник с костлявыми руками.
Особенно «цепляет» плакат, на котором Фёдор Михайлович нарисован в короне из растопыренных человеческих пальцев с джокеровским сердечком на глазу.
За символику света на плакатах отвечают в основном православные кресты. Пожалуй, лучше всех внутренние противоречия Достоевского передал плакат, на котором два человеческих профиля расположены, как «инь» и «янь».