Общество
«Номинации рождались в процессе»: фестиваль «Родниковое слово» завершился в Архангельске
1/5

«Номинации рождались в процессе»: фестиваль «Родниковое слово» завершился в Архангельске

14.05.2018 12:45Мария АТРОЩЕНКО
Позади — 16 спектаклей длинной в 35 часов сценического времени, в которых сыграли 215 артистов и которые посмотрели более четырёх тысяч зрителей.

Итоги шестого фестиваля театрального искусства «Родниковое слово» подвели вечером 13 мая, после спектакля-закрытия — «Реквиема каравану PQ-17» северодвинского драматического театра. 

Церемония закрытия прошла без большой интриги: члены жюри объявляли победителей не в номинациях — то есть, не по итогам соревновательной борьбы, — а, по сути, обладателей специальных дипломов — с сугубо индивидуальными формулировками.

Обратившись к зрителям, как к единомышленникам, председатель жюри — профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, театральный обозреватель «Независимой газеты» и член Чеховской комиссии РАН Галина Коваленко — отметила, что самым главным на этом фестивале было слово. 

— Самое прекрасное — это название фестиваля — «Родниковое слово», — сказала эксперт. — Это крайне важно в наш век, когда слово, казалось бы, уже не имеет накакого значения. Именно под этим углом мы и рассматривали спектакли. Разные спектакли, разные режиссёры, разная эстетика, но самое главное всё-таки было слово.

Не случайно первым — дипломом «За воплощение абрамовского слова» — наградили спектакль «Печали и радости» нижегородского независимого театрального проекта «Крупный план» — единственную постановку по произведениями Фёдора Абрамова на фестивале.

Владимир Кулагин.Владимир Кулагин.

Принимая награду, режиссёр Владимир Кулагин признался, что столетие Абрамова он надеется встретить тоже на «Родниковом слове». И наверняка режиссёр-подвижник будет к этому юбилею серьёзно готовиться.

«Реквием каравану PQ-17» северодвинского драмтеатра удостоился диплома «За открытие романа Пикуля на театральной сцене» — иными словами, почести заслужил сам факт выбора художественно-документального произведения Пикуля для постановки, а вопросы качества остались как бы за скобками. 

После награждения члены экспертного совета фестиваля многое прояснили на пресс-конференции. Так, что касается «Реквиема каравану PQ-17», театральный критик, кандидат искусствоведения, автор более тысячи статей о театре Ольга Игнатюк отметила:

«Можно бесконечно оценивать достоинства и недостатки этого спектакля, но факт остаётся фактом: это эксклюзив — мировая премьера инсценировки по роману Пикуля, его сценическое открытие».

В постановке «Урфина Джюса» приняли участие «особые» воспитанники театральной студии архангельского драмтеатра и «Времени добра».В постановке «Урфина Джюса» приняли участие «особые» воспитанники театральной студии архангельского драмтеатра и «Времени добра».

За дипломом «За художественно-социальную значимость» на сцену «архдрамы» поднялись режиссёр Анастас Кичик и учредитель поморской благотворительной огранизации «Время добра»: члены жюри оценили по-достоинству их благое дело — инклюзивный спектакль «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

На сцене — Инна Соловьёва и Анастас Кичик.На сцене — Инна Соловьёва и Анастас Кичик.

— Я очень рада, что спектакль признали! — сказала Инна Сольвьёва. — Шесть раз в этом зале был аншлаг, и мы стали большой театральной семьёй!

Кстати, диплома «За лучший спектакль для детей» удостоилась ещё одна работа Анастаса Кичика — «Сказка о рыбаке и рыбке».

Художник Анатолий Шикуля придумал для Homunculus Владимира Хрущёва фантастический лес.Художник Анатолий Шикуля придумал для Homunculus Владимира Хрущёва фантастический лес.

Диплом «За лучшую сценографию» отправят художнику спектакля калужского областного драматического театра Homunculus — Анатолию Шикуле, который придумал для постановки по «Детям солнца» Максима Горького фантастический лес. Интересно, что диплом подоспел прямо к дню рождения оформителя.

Ещё одной сугубо индивидуальной наградой стал диплом «За воплощение художественного слова в пластике». Его получил единственный пластический спектакль на фестивале — «Той, которая впервые узнала, что такое дождь» театра неслышащих актёров «Недослов».

Неслышащие актёры театра «Недослов» рассказали зрителям историю былой любви без единого слова.Неслышащие актёры театра «Недослов» рассказали зрителям историю былой любви без единого слова.

Ценный для любой театральной труппы диплом «За лучший ансамбль» достался спектаклю Архангельского Молодёжного театра «Братья Карамазовы».

Диплом «За лучший ансамбль» получили «Братья Карамазовы» Архангельского молодёжного театра.Диплом «За лучший ансамбль» получили «Братья Карамазовы» Архангельского молодёжного театра.

Особо игрой «пановцев» проникся театральный критик, эксперт премий «Золотая маска-2016» и «Золотой софит», преподаватель «Школы русской драмы» Евгений Авраменко.

Евгений Авраменко.Евгений Авраменко.

— «Карамазовы» — очень сильный спектакль в плане актёрской игры, — подчеркнул критик. — Я не могу сказать, что стремление вытянуть из Достоевского прежде всего мрак мне близко и понятно, к режиссёру у меня есть вопросы. Но этих вопросов нет к актёрам, они меня очень убедили в ролях Достоевского. Я очень полюбил Молодёжный театр. Это четвёртый его спектакль, который я видел. Я наблюдаю за особым стилем игры этих актёров. Мне очень нравится ритм — очень современный для театра.

Виктория Проскурина — исполнительница лучшей женской роли второго плана в спектакле «На дне».Виктория Проскурина — исполнительница лучшей женской роли второго плана в спектакле «На дне».

Члены жюри высоко оценили и игру актёров пермского театра «У моста» в спектакле «На дне» Сергея Федотова. Исполнительницу роли Насти Виктория Проскурина отметили дипломом «За лучшую женскую роль второго плана», а Александра Шаманова, сыгравшего Ваську Пепла, — «За лучшую мужскую роль второго плана».

— Я мысленно забавлялся тем, что переносил федотовских актёров в Молодёжный театр, а пановских — в спектакль Федотова, — рассказал Евгений Авраменко. — Настолько лица разные у этих театров, такие разные манеры игры! Но и у тех, и у других есть свой стиль, свой язык.

А урожай из трёх самых важных наград — «За лучшую мужскую роль», гран-при «Лучший спектакль» и спецприз «Российской газеты» — собрал спектакль независимого театрального проекта Андрея Гогуна «Потеря равновесия». За всеми дипломами на сцену поднялся Дмитрий Тимошенко — исполнитель роли капитана третьего ранга Михайлова, который весь спектакль провёл в бассейне «Дивный».

Дмитрия Тимошенко, сыгравшего главного героя в «Потере равновесия», критики назвали исполнителем лучшем мужской роли.Дмитрия Тимошенко, сыгравшего главного героя в «Потере равновесия», критики назвали исполнителем лучшем мужской роли.

Отвечая на вопрос, почему отдельный дипломом не была отмечена режиссёрская работа, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская отметила, что в этом, по сути, не было нужды — награды опять-таки был бы удостоен Андрей Гогун, который и так получил индивидуальный спецприз «РГ».

«Регион 29» также спросил, почему отдельно на фестивале не отмечались инсценировки литературных произведений — особенно при том, что изначально это было «фишкой» «Родникового слова».

Андрей Тимошенко ответил, что практики награждения инсценировщиков на фестивале, в принципе, никогда не было. А председатель жюри Галина Коваленко добавила:

«Не было удачных инсценировок, поэтому отмечать кого-то не имело смысла.Здесь были очень банальные инсценировки».

Галина Коваленко.Галина Коваленко.

Евгений Авраменко подчеркнул, что инсценировка — принадлежность литературы, а, значит, и оценивать её, скорее, не театроведам, а литературоведам.

— Наверное, отмечать инсценировки — не цель театрального фестиваля, — пояснил Авраменко. — К тому же, мы их не читаем. Любую пьесу режиссёр может и запороть, и вытянуть. И оченивать инсценировки, воспринимая их через спектакль, мягко говоря, не корректно.

Лучшую женскую роль на фестивале члены экспертного совета попросту не нашли. 

— Если бы мы исходили из традиционной фестивальной схемы, то, может, что-то бы и нашли, — пояснила Ольга Игнатюк. — Но целью нашей было искать победителей не сквозь эту призму, а из того, что блеснуло. Уж лучше мы наградим лучшие проявления, чем будем изыскивать главную женскую роль. Номинации рождались в процессе фестиваля.

Ольга Игнатюк.Ольга Игнатюк.

Решение жюри — коллегиальное. Были споры, были единодушные решения, но у каждого из экспертов остались и свои личные любимчики. Например, Ольга Игнатюк в свой личный рейтинг включила спектакль «Отцы и сыновья» театра «На Литейном», хотя никаких дипломов он не получил.

— Очень культурная, интеллигентная режиссура Сергея Морозова, замечательный актёрский ансамбль и, по-моему, очень трепетное решение темы отцов и детей. И интересно смотреть каждую минуту!

Шестое «Родниковое слово» — позади. Теперь главный вопрос — как «архдрама» решит вопрос нехватки абрамовского «родникового слова» на российской сцене в год 100-летия Фёдора Абрамова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.