По информации дорожного агентства «Архангельскавтодор», в 2016 году было построено и реконструировано 15 километров дорог, отремонтировано — 70 километров, ещё 228,9 тысячи квадратных метров асфальтобетонного покрытия приведено в нормативное состояние. В течение года было отремонтировано 18 искусственных сооружений и построено три новых моста. Эти показатели в разы превышают дорожную статистику региона за прошлые годы.
В 2016 году региональный дорожный фонд Архангельской области сформирован в объёме 6 миллиардов 53,6 миллиона рублей, из которых 2,8 миллиарда приходится на акцизы на нефтепродукты, а 1,075 миллиарда — на транспортный налог. Общий объём трансфертов из федерального бюджета составил 1 миллиард 512,4 миллиона рублей. Из них 1,012 миллиарда были направлены на строительство, реконструкцию и ремонт, а ещё 500 миллионов — на решение неотложных задач по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог.
Брин-Наволок — Плесецк
— Серьёзная федеральная поддержка в виде трансфертов, которую мы получили в 2016 году, существенно повлияла на улучшение состояния и развитие региональной сети дорог Архангельской области. В частности, мы заметно продвинулись в работе по приведению в нормативное состояние автодороги Брин-Наволок — Плесецк. Открыт очередной, второй по счёту участок Сухое — Самодед, начаты работы на третьем участке Войбора — 124 километр. После завершения последнего у нас останется лишь два участка работ, чтобы полностью ликвидировать грунтовые разрывы на этой автотрассе, — подчеркнул министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов.
Строительство и реконструкция пяти участков автотрассы Брин-Наволок — Плесецк ведётся во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина. Первый 12-километровый участок был введён ровно год назад.
— Мы ещё на шаг стали ближе к реализации этого большого и крайне важного для Архангельской области инфраструктурного проекта, — отметил в ноябре на открытии дорожного участка Сухое — Самодед заместитель председателя областного правительства Андрей Шестаков. — Его завершение позволит решить проблему надёжного автотранспортного сообщения между северной частью Поморья и западными регионами Российской Федерации, позволит увязать в единую автотранспортную сеть федеральную автомобильную дорогу М-8 «Холмогоры» и направление, связывающее Архангельск и Санкт-Петербург, что обеспечит разгрузку федеральной автотрассы. При этом улучшится качество автомобильного сообщения между областным центром и Плесецким районом, а также объектом федерального значения «Космодром «Плесецк».
Отметим также, что министерство транспорта Архангельской области в настоящее время готовит документы по передаче дороги Брин-Наволок — Плесецк — Каргополь — Вытегра с 1 января 2018 года в федеральную собственность.
Дорога на Коми
В октябре в Вилегодском районе открыт после капитального ремонта участок дороги, соединяющий Архангельскую область и Республику Коми.
Данный участок так называемого Северного транспортного коридора оставался последним проблемным перегоном на автодороге, связывающей два сопредельных региона. В 2016 году дорожники заасфальтировали последний грунтовый участок дороги, остававшийся серьёзным испытанием для водителей. На это направление за четыре последних года было выделено около двух миллиардов рублей. Свою лепту в финансирование проекта внесла группа «Илим».
Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов отметил, что ввод в эксплуатацию этого участка делает возможным организацию автобусного сообщения между Архангельской областью и Республикой Коми.
— Теперь дорога соответствует требованиям, предъявляемым к автобусным пассажирским перевозкам, — заявил Вадим Кривов. — Появилась возможность организовать регулярное автобусное сообщение с Коми. Организационная работа в этом направлении уже началась.
Три новых моста
В октябре в Устьянском районе пущен в эксплуатацию новый капитальный железобетонный мост у посёлка Советский на автодороге Вельск — Шангалы. Объект построен с привлечением федерального финансирования чуть более чем за год. Прежний мост через Устью в последние годы находился в аварийном состоянии.
Новый мост имеет длину 154 метра, с подъездами — 1411 метров. В рамках работ на подходах к мосту дорожниками также были обустроены две новые автобусные остановки. Общая стоимость объекта — 300,6 миллиона рублей. Мост не имеет ограничений по грузоподъёмности, не боится паводка и ледоходов. Сооружение также оснащено двумя тротуарами для пешеходов и освещением.
Кроме того, в сентябре и октябре введены в строй два новых моста в Пинежском районе — через реки Охтома и Ёжуга. Их строительство стало возможным благодаря соглашению, подписанному между правительством области и ГК «Титан».
Полмиллиарда от «Платона»
Этим летом Архангельская область получила 500 миллионов рублей из федерального бюджета благодаря обязательным сборам системы «Платон». Напомним, этот «налог» взимается с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Перечисленные средства стали для региона ощутимым результатом действия системы «Платон».
Из 500 миллионов 100 было направлено на ремонт проспекта Ломоносова и улицы Розы Люксембург на участке от набережной Северной Двины до проспекта Обводный канал в Архангельске (всего — 5,7 километра). Ещё 400 миллионов пошли на региональную сеть автодорог. На эти деньги, в частности, отремонтирован пятикилометровый подъезд к Котласу, участки дорог Усть-Вага — Ядриха и Вельск — Шангалы (всего — 50 километров).
Развязки на М-8
Все вышеперечисленные дорожные объекты касались сети региональных дорог. Но, пожалуй, самая серьезная реконструкция и по объемам финансирования, и по масштабам работ была проведена на федеральной трассе М-8 на подъезде к Архангельску.
Напомним, в конце лета — начале осени на трассе М-8 были сданы сразу четыре новые транспортные развязки на подъезде к областному центру: «Новодвинская», «Васьковская», «Краснофлотская» и «Северодвинская». В результате реконструкции число полос движения на участке увеличено до четырёх, ширина проезжей части — до 15 метров.
Благодаря новым развязкам полностью исключается пересечение транспортных потоков, заметно увеличилась скорость движения по магистрали и комфортность вождения.
Дорога в аэропорт
Еще одно событие, произошедшее в 2016 году, не касается напрямую дорожного строительства, но стало весьма знаковым для Архангельска. По поручению Президента РФ Владимира Путина подъезд к международному аэропорту «Архангельск» от федеральной автодороги М8 «Холмогоры» с 1 января 2017 года передаётся в ведение Росавтодора, то есть в федеральную собственность.
На данный момент 8,9 километра подъездной автодороги принадлежат Архангельской области, ещё 14,5 километра находятся в муниципальной собственности города Архангельска.