В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/2
Общество
​Шхуна «Запад» будет восстановлена и сохранит статус символа Архангельска

​Шхуна «Запад» будет восстановлена и сохранит статус символа Архангельска

29.07.2016 10:26Вадим РЫКУСОВ
Шхуна сохранит свой исторический облик. Как будут использоваться внутренние помещения судна — пока неизвестно.

Работы по разборке шхуны, давно пришедшей в упадок, начались 19 июля. Последним доводом в пользу демонтажа ветхого судна стал пожар, произошедший 31 марта. Споры о дальнейшей судьбе «Запада» не стихают до сих пор.

В своё время эксперты сломали немало копий, рассуждая о том, стоит ли реанимировать живописно разлагающуюся на Красной пристани шхуну. Так или иначе в прошлом году неравнодушные архангелогородцы учредили фонд «Морской мемориал «Колыбель русского флота». К организации примкнули представители разных профессий: врачи, художники, юристы, общественники. Возглавил фонд депутат Архангельской городской думы Максим Корельский.

К истории вопроса

— Шхуна «Запад» стала памятником  бесхозяйственности. Мы решили, что вопрос нужно решать окончательно: либо убирать, либо восстанавливать, — рассказал директор фонда.

Об инициативе узнал губернатор Игорь Орлов. Он возглавил попечительский совет организации. На совете при главе региона в июне 2015 года была представлена развёрнутая презентация, в которой указывались возможные варианты развития ситуации: строительство реплики, полный демонтаж судна с установкой какого-нибудь арт-объекта, установка традиционного поморского судна и другие. Кстати, было проведено небольшое исследование общественного мнения. Социология показала, что на месте шхуны архангелогородцы хотели бы видеть судно в современном исполнении.

В конце концов было принято решение восстановить шхуну «Запад». Мотивация примерно такова: именно это судно было установлено в советские годы как символ Архангельска, оно стало музейным объектом, значит необходимо его сохранить.

В работе координационного совета по проекту принимают участие  губернатор Игорь Орлов, глава комитета по культуре и туризму Архангельского областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин, министр культуры региона Вероника Яничек, директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

«Полтава» и «Запад»

— На первой фазе работы мы искали достойную организацию, в которой есть авторитетные эксперты по деревянному судостроению, конструкторское бюро с инженерами-проектировщиками, соответствующий опыт по работе с подобными судами. Организацию, которая может сделать эскизный рабочий проект по восстановлению копии с применением остатков судна, быть консультантом по демонтажу, — рассказал Максим Корельский.

Такой организацией стала верфь исторического судостроения «Полтава» (Санкт-Петербург).  12 июля стороны подписали договор на выполнение техзадания на выполнение технического проектирования шхуны. Разбор судна на архангельской набережной также вёлся под наблюдением питерских специалистов. Планируется использование уцелевших металлических деталей в дальнейшем строительстве реплики. Детали складируются и описываются.

Кстати, «Полтаве» уже был перечислен аванс. Это внебюджетные средства, взносы членов фонда, подчёркивает Максим Корельский.

Проект предполагает сохранение внешнего исторического облика шхуны «Запад». Возможно, на ней появятся паруса. Как будут использоваться внутренняя  полезная площадь — пока неизвестно.

Проектирование займёт ещё два-три месяцев, после чего специалисты «Полтавы» обозначат предполагаемые варианты. Не исключено, что там разместится музейная экспозиция, посвящённая советскому мореплаванию и помещение для проведения мероприятий по морской арктической тематике. 

После того, как к середине осени появятся эскизные альбомы, начнётся формирование дорожной карты строительства и определение подрядчиков по различным видам работ, поделился планами глава фонда Максим Корельский.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.