Напомним, в результате пожара, который произошёл 31 марта, и без того агонизирующий памятник получил повреждения, не совместимые с жизнью. Предположение об умышленном поджоге корабля, о чём судачили многие горожане, в ходе предварительного расследования отвергнуто. Наиболее вероятной причиной пожара называется неосторожное обращение с огнём неустановленных лиц. Впрочем, это предварительная версия.
Шхуна «Запад» принадлежала Северному морскому музею, но не была экспонатом. Соответственно, балансовая стоимость судна составляла всего один рубль, в ту же сумму оценивается и ущерб. Однако после пожара «Запад» неожиданно прибавил в историческом весе.
В материалах журналистов шхуна упрямо называется историческим памятником, хотя исторической ценности для Архангельска, как было доказано и неоднократно сообщалось ранее, этот объект не имеет. Шхуна, построенная в Финляндии, только с очень большой натяжкой может считаться символом парусного кораблестроения в Архангельске. Однако в соцсетях всё чаще звучат предложения горожан о постройке копии «Запада» с использованием уцелевших фрагментов шхуны. А ведь казалось, что пожар ветхих останков корабля уже сам собой прекратил споры о будущем шхуны.
На мой взгляд, если и строить символ архангельского парусного кораблестроения — то либо реплику шхуны «Святой мученик Фока», либо поморский коч, либо копию одного из деревянных фрегатов, некогда рождённых на соломбальской верфи.