Заказчик работ — главное управление капитального строительства Архангельской области. Рабочие в первую очередь демонтируют уцелевшие детали и узлы, которые в дальнейшем понадобятся для создания сухопутного макета шхуны.
В Архангельске сейчас находятся специалисты петербургского судостроительного предприятия «Полтава», им переданы чертежи, по которым строился и перестраивался «Запад». Им, соответственно, и предстоит в дальнейшем соорудить макет. Ожидается, что проект реконструкции корабля будет готов уже этой осенью.
Речь идёт о восстановлении «Запада» в первозданном виде, но без использования по прямому назначению, уточняет начальник научного отдела Северного морского музея Иван Катышев. Корабль будет построен, чтобы сразу стать музеем:
«Сейчас из руин корабля демонтируются и складываются отдельно подлинные, ценные и „живые“ части „Запада“, чтобы в дальнейшем их использовать при сооружении макета. Демонтированные части после маркировки будут помещены в тёплое и сухое помещение. Всё, что можно сохранить, мы, конечно, сохраним. Ведь при реконструкции делать копии металлических частей корабля будет на порядок дороже, чем использовать оригинальные».
Давно не судно
По мнению специалистов, уже сейчас видно, что при прошлой реконструкции действующего корабля в музей (на архангельской «Красной кузнице», в начале 80-х) оригинальных деталей практически не оставили. Оригинальным остался фактически лишь сам деревянный корпус корабля. Все металлические части — это поздний «новодел», не имеющий никакого отношения к морскому прошлому «Запада».
Вообще, корабль испытал как минимум три перестройки. Одну — в Ленинграде, вторую — на архангельской «Красной кузнице». Последняя, тоже архангельская, в 90-х годах прошлого века, была «косметической». Пока неясно, когда именно были заменены мачты. По свежим срезам видно, что их основания сделаны не слишком качественно, что вряд ли могли себе позволить финские кораблестроители.
Причём «Западу» доставалось от расхитителей до самых последних пор. Оригинальная табличка с названием шхуны исчезла с кормы корабля, как только вокруг него были сооружены строительные леса.