В Поморье объявлен особый противопожарный режим
Общество
В Архангельске хотят построить новый «Запад»

В Архангельске хотят построить новый «Запад»

01.06.2016 17:50Николай КАРНЕЕВИЧ
На Красной пристани планируется разместить копию парусно-моторной шхуны. Внутри корабля организуют выставочное пространство.

Напомним, в ночь на 31 марта на шхуне «Запад» произошёл сильный пожар. Происшествие закрыло тему реставрации корабля, но, как оказалось, не поставило точку в его истории.

В конце апреля местные СМИ опубликовали высказывание министра культуры Архангельской области Вероники Яничек о подготовке к строительству нового корабля. Сегодня, спустя месяц после этого заявления, и два месяца — с момента пожара, ИА «Регион 29» получило комментарий областного министерства культуры:

«Продолжается подготовка проектно-сметной документации по строительству реплики парусно-моторной шхуны «Запад»: готовится техническое задание, осуществляется поиск исполнителя. Заказчиком по проектированию и производству работ по восстановлению шхуны будет архангельский фонд «Морской мемориал «Колыбель русского флота». Реплику парусно-моторной шхуны «Запад» планируется разместить на прежнем месте. Внутри будет организовано пространство для выставок».

Заметим, что слово «реплика» в буквальном смысле означает не просто копию корабля, а копию действующую, готовую к мореплаванию. Мы задались вопросом: так ли нужен на Красной пристани Архангельска именно «Запад»? И что именно установят на Красной пристани: полномасштабную, но «сухопутную» модель, или настоящий, «живой» корабль? 

История с продолжением

Секретаря попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимира Станулевича информация о строительстве копии «Запада» побудила обратиться к губернатору Архангельской области. 29 апреля он направил Игорю Орлову официальное письмо, где, в частности, сказал следующее: 

«Определение шхуны «Запад» как морского символа Русского Севера происходит в условиях соперничества Архангельска за звание колыбели русского флота с Воронежем, а теперь, со строительством петровского линкора «Полтава», на это звание стал претендовать по умолчанию и Санкт-Петербург — имеющий самые большие возможности. Другое символическое соперничество разворачивается между Архангельском и Мурманском за звание столицы Арктики. Третье направление соперничества, уже международного, идёт за арктический шельф и изменение статуса региона не в пользу России. В этих условиях важно подкрепить позиции Архангельска, а также позицию России в споре за Арктику, морскими символами, имеющими значение как в России, так и в мире.

Исходя из вышеизложенного … наиболее эффективным было бы строительство копии корабля, внёсшего значительный вклад в освоение русскими арктических морей».

Из смысла сказанного следует, что строить лучше не шхуну «Запад», так как корабль не имеет отношения к арктической истории Архангельска. Если сооружать копию шхуны, то — либо «Святой Анны», либо «Святого мученика Фоки».

Закат «Запада»

Директор архангельского Северного морского музея Евгений Тенетов в интервью для ИА «Регион 29» однажды уже высказался по поводу шхуны «Запад». Но по прошествии времени некоторые детали потребовалось уточнить. Например: возможно ли сейчас восстановить шхуну с использованием уцелевших оригинальных фрагментов корабля?

— Сам я не строитель, а историк по образованию, поэтому процитирую специалиста. К нам по приглашению музея приезжал главный инженер-строитель судоверфи «Полтава» Михаил Плеханов, они занимаются строительством именно деревянных судов.

Михаил подробно осмотрел «Запад» и абсолютно убеждён: пригодных для восстановления деревянных частей у шхуны не сохранилось. За двадцать лет стояния на суше, даже не учитывая последнего пожара, от корабля не осталось ничего «живого». Как считает Плеханов, если нужна именно копия «Запада», единственное, что можно использовать с нынешних руин — сохранившиеся металлические части: якоря, винт, более мелкие детали.

— Сторонников восстановления шхуны даже сейчас, после пожара, остаётся очень много. И для большинства этот корабль связан с воспоминаниями детства. Возможно ли при таком положении дел объяснить людям, убедить их, что могут быть варианты? Что это не обязательно должна быть шхуна «Запад».

— Позиция таких людей напоминает ситуацию с упрямым ребёнком, у которого отобрали любимую игрушку: «Верните мне её назад!». Людям нужно восстановить некий «статус кво»: было хорошо — стало плохо — сделайте снова хорошо. И обращено это требование, условно, к власти: допустили бардак — восстановите порядок. При этом никто не задумывается — за чей счёт, на какие деньги, и для чего вообще строить новое судно и ставить его на берег?

Я напомню: дискуссии по «Западу» шли ещё в 70-е годы — уже тогда думали, что с кораблём делать. Когда шхуна в последний раз вышла в море, там из-за протечки произошло короткое замыкание, случился пожар. После этого запретили ходить на «Западе» с курсантами, и корабль сколько-то стоял на воде у Красной пристани в ожидании утилизации.

Тогда и появилась мысль поставить шхуну на берег как такой отстранённый символ Архангельска — родины деревянного парусного флота. Но к нашим дням она уже точно стала символом бесхозяйственности, нежели парусных судов. Ведь уже целое поколение выросло, которое не помнит «Запад» в нормальном состоянии.

— Если всё-таки браться за строительство и размещение на этом месте какого-то символического объекта — что строить?

— Логично - поставить судно, которое действительно может стать символом мореплавания, символом того романтического периода шхун. С музейной, исторической точки зрения, в Архангельске надо ставить «Святого мученика Фоку», тем более, что в музее сохранился его ахтерштевень. Ведь «Фока» отходил в свой, ставшим знаменитым, полярный рейс именно от этой пристани. Экспедиция Георгия Седова по-разному может быть оценена, но сама история богатейшая: символическая, трагическая, красивая… Ведь когда иногородние, иностранные туристы приезжают и понимают, что именно отсюда уходили знаменитые арктические экспедиции на парусных шхунах, они просто потрясены. А у нас на данный момент потрясение — совсем другого рода.

— То есть, строить — «Фоку»?

— «Святая Анна», корабль пропавшей экспедиции Брусилова, никак не связан с Архангельском. Он вышел из Санкт-Петербурга, прошёл Кольский полуостров, забрал команду в Александрове-на-Мурмане, и двинулся на север. Без захода в Архангельск. 

Но у нас всё равно два судна: «Святой Фока» и «Ломоносов», которое до этого называлось «Эклипс». Норвежское китобойное судно, которое вместе с «Таймыром» и «Вайгачом» искало потерянные полярные экспедиции. После революции, буквально до войны, «Ломоносов» был ещё на ходу, и уже в 60-е годы прошлого века корабль затонул в районе реки Соломбалки. Долго там лежал, есть фотографии, потом эту шхуну потащили в сторону моря, она зацепилась за мель, до сих пор там и лежит. Тоже легендарное судно.

Самый очевидный вариант, конечно — «Святой Фока»: он во всех смыслах слова связан с Архангельском, и часть экспозиции северного морского музея — это предметы участников той экспедиции. И даже провал экспедиции в каком-то смысле связан с Архангельском.

— И погибло судно в 1915 году, к сожалению, тоже в Архангельске. Я понимаю, что довольно наивно сегодня ждать строительство действующего корабля. Тем не менее…

— Конечно, лучше, если это будет настоящий, живой корабль. Но на сегодня построить реплику парусно-моторной шхуны «Святой мученик Фока» — нереально с финансовой точки зрения. Я не уверен, что такие затраты для регионального бюджета сейчас подъёмны и оправданы. 

С другой стороны, я недавно был на ледоколе «Красин» (это судно немало послужило северу и Архангельску, а теперь корабль-музей помещён на вечную стоянку в Петербурге). Ледокол — живой, но это уже часть истории, такой «живой музей». Просто быть на нём — уже интересно, а если что-то тебе ещё и предложат! Только в радость это всё.

Давайте без суеты!

Пока наиболее вероятной представляется версия с «сухопутной» копией парусника. И, наверное, в Архангельске снова поставят «Запад». Хотя представляется эта реставрация какой-то не по-поморски суетливой, нелепой для Архангельска с его богатейшей морской историей. 

Лично у меня остаётся парадоксальная надежда, что на это строительство в области просто не найдётся средств, и Красную пристань оставят незанятой. Свободной для того, чтобы встречать и провожать те корабли, что сегодня на ходу. Без лишнего драматизма: обычная жизнь обычного портового города.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.