Недавно Александру посчастливилось вновь вернуться на малую родину — получить диплом магистра по тренерской деятельности.
Напомним, что Александр родился в Архангельске в 1993 году. До 15 лет жил в округе Варавино-Фактория и учился в школе № 30. С раннего детства занимался акробатическими прыжками на дорожке. В 15 лет он стал победителем сначала российского первенства по акробатике (и переехал в Астрахань), а затем победил и на международном турнире- в 2011 году в английском Бирмингеме. Затем ушёл служить в армию, после которой работал в китайском цирке «Чимелонг», а затем — и в цирке «Дю Солей».
Параллельно Александр получал образование спортивного тренера в САФУ. Успел он поработать и в российских, турецких и других цирках. Сейчас он работает в театрально-акробатическом шоу на круизном лайнере в США.
О том, почему попасть в Штаты ему удалось лишь с четвёртого раза и как работают акробаты на круизном лайнере, Александр рассказал нашему корреспонденту.
«Всё, Александр, никакой вам Америки»
В 2018 году, после того, как закончился мой контракт с «Дю Солей», я активно искал работу — по знакомым, в интернете, да вообще везде. В основном работу циркачи, кстати, ищут через социальные сети. Так я и нашёл интересную вакансию — на круизный лайнер требовались акробаты, батутисты и «дорожники». Я сразу же написал работодателю — американской круизной компании Royal Caribbean International.
Ответа пришлось ждать примерно неделю — в итоге меня попросили отправить резюме, промо-ролик и все свои данные, и я снова ждал. И вот, в начале 2019 года мне, наконец, предложили контракт. Я должен был ходить по Европе на круизном лайнере Allure of the Seas («Очарование морей»).
Попасть туда оказалось намного сложнее, чем я представлял. Сначала нужно было сделать американскую визу, и уже тогда сделать это было достаточно непросто. Затем была медкомиссия, которую по правилам компании можно было пройти только в специализированной клинике — естественно, за большие деньги. И таких клиник в России оказалось только две.
Затем началась самая напряжённая часть — курсы по технике безопасности. Сдавая их, я, если честно, чуть не сошёл с ума.
Первым был тест по безопасности на воде. Механизм там такой — ты сначала покупаешь курсы, слушаешь и затем сдаёшь тест. Загвоздка в том, что сдать нужно с первой попытки. В случае, если попытка завалена, курс нужно покупать снова и так, что называется, до победного. О том, что попытка всего одна, я знал заранее, поэтому успел основательно подготовиться. Каждую лекцию я досконально конспектировал и затем в своих конспектах искал ответы. Здесь мне помогло то, что тест сдаётся без привязки ко времени.
Затем был ещё один тест — на получение сертификата PADI (сертификат, связанный с работой под водой). Тут дело в том, что иногда в шоу на «Аллюре» артистам приходится подождать своей очереди на выход непосредственно под водой — там их ждут дайверы, которые помогают им дышать через акваланг. Соответственно, здесь обязательно нужно знать не только теорию, но и практику. Этот тест я сдавал почти неделю и сильно из-за этого нервничал — у меня были проблемы с загрузкой ответов через интернет, но в итоге сдать всё же получилось.
Мне оставалось только пройти практические занятие с аквалангом в Майами, где базируется компания, и я мог приступить к работе. Итак, рейс в Майами у меня был намечен на 16 марта, а с 15 на 16 марта США закрыла граница из-за угрозы распространения ковида.
Я весёленький с чемоданчиком выхожу в аэропорту, значит, — на регистрацию. Давно ведь мечтал побывать в США, да и на лайнере никогда не работал. Ставлю чемодан. Думаю, ну всё, полечу сейчас в Майами, буду кайфовать. А меня разворачивают на регистрации и говорят, мол, всё, Александр — никакой вам Америки, отправляйтесь-ка вы домой.
Поговорив с сотрудниками аэропорта и другими несостоявшимися пассажирами, я выяснил, что въезд в США внезапно закрыли всем, кроме тех, у кого есть вид на жительство (граждане США). Так, не начавшись, и закончилась моя история работы в Штатах.
Затем начался ковид, время было непростое, да и по финансам я просел — на все дороги, визы и тесты я потратил больше 230 тысяч рублей. Естественно, никто мне их не вернул — работать ведь я так и не приехал.
С четвёртой попытки
Я, честно говоря, со временем про эту историю, да и про эту компанию, и думать забыл. Поступали мне другие предложения, на другие лайнеры, но ещё раз через весь этот процесс я проходить не рискнул.
С 2022 по 2023 год я работал в Москвариуме на ВДНХ, затем поработал в цирке в Турции, да и по другим местам успел покататься. Затем мне неожиданно поступило предложение от той же компании — на тоже самое судно. Я узнал, что нужно оформлять все те же документы, однако у меня была проблема, денег на всё это у меня просто не было. В этот раз американцы пошли на встречу и оплатили всё, сказав, что потом вычтут из зарплаты.
Как вы уже догадались, в этот раз получить визу было ещё сложнее. Была и масса переездов и 27 дней в сербском Белграде и много чего ещё. Прививки — это вообще отдельная тема. Два раза пришлось съездить в Беларусь, чтобы поставить вакцину — ведь выяснилось, что наша, российская, в США не подходит. По приезду мне в итоге сделали ещё одну прививку — в общей сложности у меня их получилось три.
Правдами и неправдами, в Майами мне всё же удалось попасть. Сначала не верил даже. Это, кстати, была моя четвёртая попытка поработать в США — в первый раз меня в армию призвали, затем помешала травма, а потом и ковид. Но в этот раз всё получилось! Я приехал, сдал все необходимые тесты на месте и, наконец, приступил к работе.
«Очарование морей»
В работу я «вкатился» очень быстро — спустя буквально пару дней. И это учитывая то, что к назначенному сроку я не успел — опоздал в Майами на тренировки и сборы примерно на неделю. Тем не менее, упущенное время я наверстал и попал на судно.
Для меня это был первый опыт выхода в море и вообще подобной работы. Первые месяцы был полный «вау-эффект». Ты на море, отличные виды, свежий воздух, новые места, красивые порты и тропические острова — поначалу это просто здорово.
А затем начинается рутина — ты входишь в работу, у тебя стабилизируется график, а всё окружающее приедается. Плюс, контракт длится девять-десять месяцев — и корабль ты покидаешь очень редко — большую часть времени проводишь в этой «кастрюле». Это достаточно тяжело, особенно с непривычки. Тяжелее всего стало после седьмого месяца. При мне троих ребят сняли с рейса, потому что они попросту не выдержали больше полугода на судне. Ну, а что я? Я не унывал. И самому мне работа нравится, и получалось у меня всё хорошо. Да и мной в руководстве все были довольны — отмечали мой опыт работы и высокий уровень исполнения трюков. Если бы не жена, я был и два года и три бы, наверное, смог бы проработать.
О корабле хочу рассказать отдельно. Описать словами его масштабы достаточно сложно — можете представить две девятиэатжки, поставленные в длину и прибавить ещё две сбоку.
*Длина судна Allure of the seas составляет 362 метра, высота — 72 метра, а ширина — 60 метров.
Впечатления от лайнера, конечно, фантастические. Особенно я был поражён в первый раз, когда поднимался на самый верх судна и оттуда оценил его масштабы.
Радость моя, увы, продлилась недолго — увидев каюту, в которой мне предстояло провести девять месяца, я удивился уже совсем по-другому. Размер каюты показался очень маленьким, плюс жили мы по два человека, а это создавало дополнительные неудобства. Но к размеру каюты, я, на удивление, быстро привык.
А вообще, на корабле этом есть абсолютно все — даже прогулочный парк, с тропинками и деревьями! Разумеется, там множество увеселительных заведений, но о них много рассказать не могу — я туда практически не ходил, поскольку я больше сосредоточился на тренировках и на работе.
Опыт пригодился
Шоу наше называлось Oceanaria — в нём сочетались танцы, трюки и комические номера.
Вместе с нами, акробатами, выступали танцоры и «хайдайверы» — ребята, которые прыгают с 17-метровой высоты в бассейн. На мою позицию отбор и так был строгий, а на «хайдайвера» — и того строже, ведь там могли работать только профессиональные ныряльщики с опытом. Плюс, так как акватеатр, где мы выступали, расположен сверху кормы, то дайвера и сдуть запросто может, да и из-за качки вода из бассейна иногда выходит. Поэтому иногда шоу даже отменяли — из-за непогоды или сильной качки.
Круиз обычно проходил так — мы забирали гостей из так называемого домашнего порта (Галвестон в Техасе или Карневал в Орландо) и выходили в море. За четыре-пять дней у нас было несколько остановок, а затем мы возвращались в домашний порт. За девять месяцев мы побывали в Гондурасе, на Багамах, в Мексике, а также на острове, который, к моему удивлению, компания полностью выкупила специально для таких круизов.
Могу смело сказать, что это был один из самых лёгких контрактов в моей карьере — сложные трюки не требовали выполнять, да и шоу длились по 40-45 минут. Тут проблема была в том, что выступления проходили каждый день, плюс практически ежедневные тренировки и разминки. Нужно было сохранять темп.
Однако, если в «Дю Солее» требовали исполнять самые сложные трюки на высшем уровне, здесь больше требовалась артистичность. В общем о работе в этом шоу скажу так — должно быть всё лёгонько, но стабильно. И настроение у тебя всегда должно быть хорошее — иначе зрители сразу почувствуют.
Кстати, о зрителях. В шоу ещё нравилось то, что работа с публикой оставляет больше свободы. В «Дю Солее» всё было очень строго — ни шагу назад, ни вперёд, ни в сторону. А тут и в комических номерах можно было себя проявить и во время основного шоу. На такой работе я могу долго работать — ощущается намного комфортнее, чем предыдущие мои контракты.
Ещё хочу сказать, что в этом шоу я прыгал на батуте-стенке, а это не мой основной жанр — я больше по прыжкам на дорожке специализируюсь. Но, в эпоху ковида я времени зря не терял. Разучил для себя технику прыжков на батуте-стенке — на контракте в Турции. И опыт этот мне пришёлся очень кстати — в этом шоу на «Аллюре» я стал лучшим «стеночником».
Обязательно домой
Если говорить о впечатлениях о США, то да, мне понравилось в Майами — в основном потому, что в районе, где я жил, было очень много русских. Да, для меня это плюс. Ну и, конечно, я там много времени проводил, гулял по морю. В Галвестоне (в Техасе) мне тоже понравилось — это маленький портовый городок со своей особенной, уютной, атмосферой.
В целом страна оказалась немного не такой, как я себе её представлял. Отдельно для отметил очень высокую культуру потребления. Это скорей минус, для себя я в этом нашёл плюс — закупился кроссовками на несколько лет вперёд.
17 мая у меня начнётся очередной девятимесячный контракт, и я уже начал подготовки и тренировки к участию в новом шоу — на том же лайнере, но на другой сцене.
Кстати, в России я успел поработать не только в цирках, но и по своей специальности в Астрахани — тренером по акробатике. Это тоже был весьма интересный опыт, но мне всё же больше нравится путешествовать и выступать в цирках, в шоу. Это — моё. Но потом обязательно возвращаться домой…