Александр Зуев родился в Архангельске в 1993 году. До 15 лет жил в округе Варавино-Фактория и учился в школе № 30. С раннего детства занимался акробатическими прыжками на дорожке. Сейчас работает в цирке «Дю Солей», который известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и представлениями, где цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией.
— Как давно ты начал заниматься акробатикой?
— В четыре с половиной года. В секцию ДЮСШ № 2 меня привели родители. Там и занимался до пятнадцати лет, участвовал в российских и международных соревнованиях.
— Что случилось в пятнадцать лет?
— Я победил на первенстве России, и меня пригласил тренер из Астрахани заниматься у него. Я решился переехать— в Архангельске не видел путей для развития как спортсмена. Благодаря тренировкам там, в 2011 году в Бирмингеме в Англии победил в соревнованиях по прыжкам на дорожке. В 2013 году ушёл служить в армию. Вернулся, восстановил форму, выступил за команду Астрахани на чемпионате России - там мы заняли четвёртое место. В 2016-м закончил Астраханский социально-педагогический колледж и начал задумываться о карьере. Постепенно пришёл к выводу, что в качестве спортсмена на жизнь я себе не заработаю — стал искать варианты.
Фото Александра с чемпионата в 2011 году в Бермингеме.
— И какие нашлись?— Предложения из цирка «Дю Солей» поступали ещё в 2011 и в 2012 годах, но тогда мне это не казалось интересным. Тогда я себя видел чемпионом по прыжкам, а не артистом в цирке. Агенты цирка приезжали на чемпионаты и предлагали победителям работу, но задумался я о таком предложении лишь в 2016-м. Тогда один товарищ по команде посоветовал записать ролик для цирка «Дю Солей», чтобы пройти отбор. Я поехал в отпуск — домой в Архангельск — и стал ждать ответа. Пока ждал, получил новое предложение — работать в труппе крупнейшего в мире китайского цирка «Чимелонг».
Китайские качели
— Какие впечатления остались от работы и жизни в Китае?
— Я работал в Гуанчжоу, где живёт 13 миллионов человек и, честно говоря, от местных жителей сначала был не в восторге, потому что все они очень быстро и громко разговаривают, можно даже сказать — кричат на тебя. Народу всегда очень много, и без наушников добраться на работу попросту невозможно. Ещё одной проблемой стала очень большая влажность и жара. Было трудно дышать, особенно летом, на тренировках всё скользило, да и акклиматизация прошла не так уж гладко — температура, зуд и кашель преследовали меня первые две недели.
Но постепенно я начал знакомится с культурой Китая, ездил по музеям, заповедникам и паркам, и моё мнение кардинально изменилось — я был в восторге от этого города и его разнообразия. Отдельно стоит сказать про еду: в Китае она очень острая, солёная, и вообще, для русского человека очень непривычная — мне пришлось долго подстраиваться, но в конце-концов и к этому я привык.
— А что ты делал на новом месте? В каком номере выступал?
— В этом цирке работал мой знакомый, и он посоветовал меня руководителю номера «Подкидные доски». До этого я прыгал в основном на дорожке, и доски стали для меня настоящим испытанием. По сути, это огромные качели: ты встаёшь на один конец, а на другой прыгают два человека с высоты трёх-четырёх метров. Они подкидывают тебя на восемь-девять метров вверх, и ты должен выполнять трудные акробатические элементы — например, четыре сальто назад, согнувшись.
— Сложно было?
— Первые три месяца я отработал в роли стажёра, учиться приходилось крайне быстро. В Китае в каждом номере была большая команда — в моём, например, 18 человек. А на репетиции давалось всего по полтора часа, поэтому тренировки длились по 10-15 минут! Кроме этого, я готовился участвовать в номере с прыжками на батуте. Для меня работа в «Чимелонг» была чем-то новым: необычные ощущения, новый опыт, я даже подточил некоторые элементы, которые до этого давались с трудом, поэтому я очень доволен работой там.
— Каково это — выступать в цирке перед огромной аудиторией?
— Хотя тренировки были сложными и изматывающими, зато ощущения от выступлений непередаваемые! Когда выходишь на манеж, и на тебя смотрят шесть тысяч человек, это очень волнует, кровь кипит. Но в моём номере нельзя, чтобы эмоции взяли верх, — ведь все трюки я выполнял без страховки, и ошибки были непростительны.
В высшем эшелоне
— И всё-таки, как ты попал в «Дю Солей»?
— В ноябре 2016-го мне пришло долгожданное приглашение. Мне предложили выступать в номере с прыжками на дорожке, и я, конечно, сразу согласился, ведь именно этим я занимался с четырёх лет, и именно в этот цирк хотел попасть, как только задумался о карьере артиста.
— А куда именно тебя пригласили?
— Через три дня после подписания контракта компания уже купила мне билеты в Аргентину. Кстати, с ними получилась целая история: тогда я был в Китае, и в этой стране есть два абсолютно разных города с похожими названиями Ханчжоу и Ганджоу. Когда пришли билеты, я увидел нечто странное — название пункта отправления было написано по-другому, — оказалось, это совсем не тот город! В конце концов, компания поменяла билеты, и я благополучно добрался до столицы Аргентины — Буэнос-Айреса.
— Как тебе Аргентина? Сильно отличается от Китая?
— Буэнос-Айрес — огромный город, как и Гуанчжоу, хотя там в несколько раз меньше населения, около трёх миллионов. Дома буквально стоят друг на друге, и жизнь, прямо скажем, недешёвая. Те, кто думают, что там одни пляжи, заблуждаются: это прежде всего портовый город, и вода там довольно грязная из-за большого количества судов. Есть и другие неприятные моменты — много нищих, которые повсеместно спят прямо на улицах, а также высокий уровень преступности — могут запросто ограбить в центре города посреди бела дня.
Александр на крыше отеля в Буэнос-Айресе.
— Чем ты занимался в «Дю Солей»?— В Буэнос-Айрес я прибыл, чтобы выступать в шоу, которое называется «Septimo Dia» и посвящено очень известной аргентинской рок-группе «Soda Stereo». Работа в «Дю Солей» началась с создания этого шоу с нуля. Это был очень тяжёлый путь, с ноября до марта мы буквально не вылезали с репетиций. Я уходил из дома в девять утра и возвращался в десять вечера. Помимо своего номера, я тренировался на замену в номер «Калестеникс» — а это новая для меня работа на турниках в виде решётки.
— У вас большая труппа?
— Всего в шоу задействованы 37 артистов, так что, помимо сольных номеров, была ещё и другая довольно сложная работа — построение хореографии. Состав у нас многонациональный: американцы, ребята из разных стран Европы, китайцы, корейцы, украинцы, и нас, русских, десять человек.
— Как прошла премьера шоу?
— Премьера состоялась 9 марта, и для жителей Аргентины это было очень важное и большое событие, ведь группа «Soda Stereo», которой посвящено шоу, очень популярна в этой стране, это буквально всеобщие кумиры. В неделю у нас проходило по восемь-девять выступлений с одним выходным в понедельник. В субботу и воскресенье мы выступали по два раза. Сложности возникали и при подготовке к шоу. Особенно трудно было самим наносить грим, на это уходил час-полтора.
— Каково выступать в самом известном цирке в мире?
— Без преувеличения можно сказать, что «Дю Солей» — это высший эшелон. Самое главное отличие от других цирков — там нет животных. Чтобы туда попасть, люди проходят жесточайший отбор. Как результат, там работают исключительно профессионалы. Почти во всех шоу «Дю Солей» используется живая музыка, артисты проходят обучение у гримёров, за костюмы тоже отвечают профессионалы, и производят их сами на базе цирка в Монреале.
— Есть у тебя какие-нибудь планы?
— Могу сказать лишь, что после работы в «Дю Солей» я не собираюсь уходить ни в какой другой цирк — это лучшее, что случалось в моей жизни.
Сейчас Александр вернулся в Архангельск, навестить родителей и друзей и восстановиться после травмы, о которой он рассказал в конце нашего разговора:
— Я тренировался выполнять новый трюк, в который входит тройное сальто и при приземлении порвал связку. Мне уже сделали операцию, и пока хожу в гипсе, но уже в июле поеду в Монреаль на лечение и восстановление. После этого я сразу планирую вернуться к выступлениям.