В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/3
Общество
В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе

В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе

Роман Филковский
Организатор и капитан экспедиции Евгений Шкаруба рассказал, насколько уже изучен предстоящий маршрут, какие трудности и опасности могут ожидать отважных путешественников на пути следования, а также как простые жители Поморья могут помочь в подготовке этого рискованного, но захватывающего предприятия.

Автор и руководитель проекта «Мангазейский морской ход» Евгений Шкаруба, как любой настоящий капитан и профессионал морского дела, заранее приступил к разработке предстоящего путешествия по историческому маршруту поморов к Златокипящей Мангазее — легендарному древнему городу Сибири XVII века.

Недавно в социальных сетях Товарищества поморского судостроения, на верфи которого прямо в наши дни вновь строятся деревянные суда, появилось обращение к жителям побережья Белого, Баренцева и Карского морей, а также Обской губы и реки Таз. Авторы проекта в настоящее время собирают контакты местных сообществ, администраций, школ, домов культуры и других учреждений, чтобы максимально отразить будущие места остановок в предстоящем путешествии. Команда «Матеры» собирает информацию о деревнях и населенных пунктах, о том, какая там имеется мобильная связь, имеются ли магазины, места для ночлега и другие важные данные, которые могут облегчить дорогу путешественникам.

На самой верфи сейчас продолжает кипеть работа. Капитан «Матеры» Евгений Шкаруба поделился планом будущей экспедиции. Оказалось, что помочь в её организации и стать частью большого путешествия может практически любой желающий.

Евгений Шкаруба. Фото из группы «Мангазейский морской ход»Евгений Шкаруба. Фото из группы «Мангазейский морской ход»

— Евгений, расскажите, насколько готова ваша экспедиция в настоящий момент? Что уже закуплено и сделано?

— Самое главное — уже построен и испытан карбас, на котором мы в прошлом году прошли из Великого Устюга до Архангельска 700 километров. Тогда были выявлены некоторые технические моменты, которые нужно будет доработать. Но это будет происходить в мае, когда станет тепло на улице. Для этого у нас ещё достаточно времени. Сейчас мы делаем тент для того, чтобы укрываться во время похода от осадков. Закуплена большая часть оборудования, туристическое снаряжение, которое мы использовали в прошлом году. Сейчас перед нами стоят специальные задачи: мы покупаем карты, ищем навигационное оборудование, программное обеспечение. Также мы собираемся посетить тематически близкие московские выставки, чтобы найти партнеров, ищем средства на съемки фильма о Северном морском пути. Это самые злободневные наши заботы.

— Чем полезна ваша экспедиция с точки зрения науки и просвещения? Что она даст местным жителям?

— Как вы могли видеть, мы списываемся с людьми на местах, с местными сообществами и их руководителями. У нас запланирована большая программа, которая включает в себя лекции для местных жителей, занятия со школьниками, съемки уроков на палубе карбаса для школьной программы. Эти уроки могут быть полезны в любой школе страны. Там будут освещаться такие предметы программы, как физика, география, история. Всё это будет реализовано в доступном виде, а сниматься будет в ходе экспедиции. Я думаю, школьникам это будет интересно и удобно воспринимать. Формат плавучего лектория — это старый пропагандистский приём, который был широко распространен после Революции. У нас сделан поворот в сторону культуры, общения с местными жителями, сбора материалов об истории Северного морского пути, освоения Мангазейского морского хода, истории первооткрывателей Сибири.

— Много ли людей уже откликнулось на ваш призыв по сбору информации о предстоящем маршруте?

— На общий призыв пока откликнулись немногие. Однако когда мы пишем в конкретные сообщества, то нам почти сразу весьма охотно откликаются и помогают. В настоящий момент мы активно работаем с Нижней Золотицей и Ручьями. Стараемся собирать информацию точечно, идёт активная переписка. Поселения, стоящие дальше по линии маршрута, мы пока не трогаем, чтобы поток информации был постепенным. Перед нами стоят задачи по заброске топлива для судна сопровождения, создание планов по организации встреч с местными жителями, выбор мест, где мы будем читать лекции и заниматься со школьниками. Это интересная и плодотворная работа. Приглашаем поучаствовать в ней жителей Архангельска, как диспетчеров в данном мероприятии. Если у кого-то есть желание поработать в подобном проекте, то мы охотно приглашаем присоединиться к нам.

— Сколько людей будет в вашем экипаже?

— Экипаж будет состоять из семи человек. Также нас будет поддерживать судно сопровождения для киногруппы. Насколько большой будет эта киногруппа и судно, пока неизвестно. Киногруппа будет приглашённая.

— Будете ли вы пользоваться современными средствами связи и навигации или экспедиция будет максимально приближена к условиям, в которых поморы путешествовали несколько столетий назад?

— В нашей экспедиции будет использоваться традиционный карбас. Это главное. Двигаться мы будем исключительно с помощью весел и под парусами. Это тоже всё традиционное. Мы не будем пользоваться мотором, мы не будем пользоваться буксировкой. Прошлой осенью мы прошли от Великого Устюга, ни разу не использовав буксировку. Это всё настоящее, та самая реконструкция, которая ценна тем, что мы исследуем технологии движения судов прошлого. При этом мы будем пользоваться современной авионикой, современными средствами позиционирования и связи. Мы будем иметь под рукой актуальные прогнозы погоды. Будет использоваться вся техника, которая сегодня задействована в яхтинге и делает современные путешествия доступными. Для нас это сильно упростит плавание, поможет осуществить некоторую безопасность при прохождении маршрута, но уровень приключений всё равно будет очень большой. Те люди, которые ходили в Мангазею когда-то без навигаторов и телефонов, занимались этим всю жизнь. Этим занимались их родители и деды, у них была большая школа за плечами. Конечно, если бы в то время кто-то из города приехал и отправился по Мангазейскому морскому ходу, то он, скорее всего, погиб. На море всегда имеются опасности и приключения, но мы, вооруженные современными средствами связи, к ним уже готовы, и шансы на успех у нас неплохие.

Фото «Мангазейский морской ход»Фото «Мангазейский морской ход»

— В чём главное отличие вашей экспедиции от других? Используете ли вы опыт своих коллег?

— Мы смотрим на опыт других экспедиций, начиная с путешествия рыбака и охотника Дмитрия Буторина и журналиста Михаила Скороходова 1967 года, описанного в книге «Путешествие на «Щелье». Как правило, в современных путешествиях используются моторные лодки и катамараны с мотором. Именно это сильно отличает нашу задумку от других. Когда у тебя есть мотор и средства связи, ты всегда можешь выбрать погодное окошко и проскочить. Вот именно здесь мы постараемся быть предельно последовательными. Мотора на нашем судне нет. Мы не зря построили судно по старинным технологиям, без использования железа, сшитое вицей. Это исследование — попытка лучше понять, как именно передвигались в то время, проходили этот путь, с какими трудностями встречались. Мы собираемся пережить это, изучить и зафиксировать досконально. Мы будем сотрудничать со специалистами археологии, судостроения, с историками, будем вести специальный дневник, который станет нашим профессиональным вкладом в изучение этих процессов.

— По итогам экспедиции будет выпущена книга?

— Да. Помимо фильма мы собираемся выпустить книгу и уже сотрудничаем с известными специалистами в этой области.

— В каких числах будет проходить ваш поход?

— Старт экспедиции уже назначен на 8 июня. Финиш в Мангазее состоится 24 августа. Оттуда мы планируем отправиться на большую выставку в Новосибирске, а после карбас переедет по суше в Москву, где в середине октября откроется выставка «Технология открытий», на которой мы будем рассказывать, каким образом и на каких судах была освоена вся огромная Сибирь и Дальний Восток. Преимущественно поморами.

Если у вас имеется информация, связанная с подготовкой экспедиции «Мангазейский морской ход», то вы можете поделиться ей непосредственно с руководителем проекта и капитаном карбаса «Матера» Евгением Шкарубой. А актуальную информацию о подготовке большого Мангазейского путешествия вы всегда можете узнать на официальной странице проекта ВКонтакте.

Напомним, что летом 2023 года мы также рассказывали историю о другом, не менее захватывающем путешествии команды «Лихие люди», прошедших на самодельном парусном судне «Белуха» маршрут от Ярославля до Архангельска

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.