Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, предприятий Северного рыбохозяйственного бассейна на данный момент показывают отрицательную динамику по объемам вылова. И на это есть несколько причин.
— Это связано с фактическим состоянием запасов. У нас уже не первый год идет снижение общего допустимого вылова, которое определяется совместно с Норвегией в целом по Баренцеву морю по таким ключевым объектам как треска и пикша. Снижение продолжится и в следующем году. Наука прогнозирует до 2025 года падение запасов по треске и по пикше. Это связано с изменениями климатических условий, выживаемости молоди и отсутствием урожайных поколений. По треске — уже длительный период. Это не результат деятельности человека, рыболовной деятельности, а именно объективные причины, связанные с изменениями в самой популяции. Но с этим приходится считаться. На следующий год будет минус 20 процентов допустимого улова к уровню текущего года. Поэтому перед нами сейчас стоит задача понять, чем мы можем это компенсировать. Сейчас регионы готовят свои предложения, — сказал Василий Соколов.
Например, в Мурманске объём вылова в этом году составил 512 тысяч тонн, это 29,2 тысяч тонн меньше аналогичного периода прошлого года.
Как рассказала министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова, рыбодобывающие предприятия региона также столкнулись с проблемой снижения объемов вылова. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года предприятиями региона добыто 79,1 тысяч тонн водных биоресурсов. Это меньше, чем в прошлом году почти на 9 тысяч тонн. Основные, традиционные квотируемые объекты промысла — треска, пикша, краб, палтус, окунь морской и креветка. Освоение квот по треске и пикше составило 89,9 и 88,4 процента соответственно.
— Несмотря на высокий общий показатель освоения квот по треске и пикше, отдельные рыбодобывающие предприятия сталкиваются с объективными трудностями в достижении минимального объема освоения квот — 70 процентов. Согласно нормам российского законодательства освоение квоты в течении двух лет подряд менее 70 процентов может повлечь за собой расторжение договора о закреплении квоты на вылов, — сказала Ирина Баженова.
Так, в прошлом году с этой проблемой столкнулась компания «Ягры». Дело в том, что у них произошла поломка судового двигателя траулера «Викинг». Ремонт судна затянулся на 13 месяцев. Это было связано с санкциями, в том числе с введением властями Норвегии запрета на ремонт российских судов и сбоями в поставках запасных частей и расходных материалов для рыболовных судов. Да и российские судоремонтные заводы оказались не готовы к новым объемам. Так, в Норвегии средний срок ремонта обычно составляется от двух до трех месяцев. В итоге квоты по треске были освоены компанией «Ягры» на 31,31 процента, а по пикше — 48,61 процентов. В прошлом году эту проблему удалось урегулировать в «ручном режиме», но и в этом году ряд предприятия региона столкнулись с теми же трудностями.
— На рыбохозяйственном совете 27 мая 2022 года вопрос о неприменении мер взыскания при наличии объективных причин уже поднимался рыбопромышленниками. Мы предлагаем повторно рассмотреть вопрос о неприменении обязательства освоения не менее 70 процентов квот на период действия антироссийских санкций, — сказала Ирина Баженова.
Но снижение объемов вылова зафиксировано не только по треске и пикше, но и по лососю и горбуше. Так, для осуществления промышленного рыболовства в регионе распределено 21,9 тонны семги и 188,3 тонны горбуши. Основными пользователями стали рыбколхоз им. М. И. Калинина и рыбколхоз «Освобождение». Однако фактический объем вылова в 2023 году семги составил 9,3 тонны, что соответствует 42,4 процента от распределенного на год объема, горбуши — 28,1 тонны или 14,9 процента. В этом году горбуша в реки Архангельской области просто не зашла.
— Низкий уровень освоения добычи семги в 2023 году, как и все последние годы, обусловлен по мнению рыбопромышленников, сокращением ее запаса. Так же отмечается снижение промыслового размера при вылове. Научно-исследовательские работы по комплексной оценке запасов семги на семужье-нерестовых реках в границах Архангельской области не проводились несколько десятилетий. В 2023 году министерством начата работа по оценке состояния запасов лососевых видов рыб
в семужье-нерестовых реках бассейна Белого моря в границах Архангельской области. На эти цели из областного бюджета было выделено 4 миллиона рублей. Срок работ — до 2026 года. В этом году удалось изучить бассейны рек Мезень, Мегра и Сояна в границах Мезенского муниципального округа. Результаты будут также представлены сегодня на заседании рыбохозяйственного совета Архангельской области, — отметила Ирина Баженова.
В завершении совещания было отмечено, что выпадающие объемы вылова и треске, пикше, горбуше и семге могут быть компенсированы за счет мойвы, популяция которой растет с каждым годом.
— В следующем году установлен большой объем для российского промысла по мойве — порядка 80 тысяч тонн должны добыть. Есть обоснованные опасения и по мощностям, и по работе с берегом, что такой объем удастся выловить. Эти озабоченности были высказаны сегодня рыбаками. Но нам надо все равно ориентироваться на максимальное освоение этого объема, тем более что мойва — востребованный ресурс на внутреннем рынке. Для этого необходимо отрегулировать выгрузку, транспортировку, переработку и хранение улова на территории нашей страны, — сказал Василий Соколов.
Напомним, что в конце марта 2023 года в Архангельске учёные предложили внести изменения в правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна и разрешить раз в год свободный вылов горбуши в море без ограничений для всех жителей Архангельской области для личного потребления. В июне 2023 года впервые в регионе были установлены суточные запреты на вылов семги и горбуши для сохранения популяции рыб.
А сотрудники лаборатории арктического биомониторинга САФУ провели исследования семи видов рыб, которые жители Архангельской области традиционно употребляют в пищу. Ученые искали опасные и токсические вещества в филе рыбы, способные оказывать негативное влияние на здоровье человека. По промежуточным итогам исследований была названа самая опасная рыба для питания.