В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
В Устьянском районе выставили на продажу узкоколейную железную дорогу

В Устьянском районе выставили на продажу узкоколейную железную дорогу

22.07.2022 14:49
Жители посёлка Лойга Устьянского района обратились в «Регион 29» с просьбой помочь отстоять узкоколейную железную дорогу, соединяющую Архангельскую и Вологодскую области.

— В посёлке Лойга со времени СССР имеется протяжённая узкоколейная дорога, которая была построена во времена существования Лойгинского леспромхоза, соединяющая в настоящее время населённые пункты «Лойга — Сулонга», «Лойга — Лесной», — написали нам местные жители. — По данной узкоколейной дороге местные жители уже более 50 лет ездят в лес за грибами, ягодами, на рыбалку и охоту, так как альтернативных дорог, в том числе автомобильных, в посёлке нет. Это единственная дорога, по которой можно попасть в лес для сбора грибов и ягод, ловли рыбы, охоты, а практически все местные жители живут именно этим и за счёт этого, так как работы в посёлке мало.

Лойгинская УЖД была открыта в 1947 году, в 1960-х её передали созданному леспромхозу. Сегодня УЖД находится в собственности ООО «Верховажьелес», которое входит в Группу компаний «Вологодские лесопромышленники». Предприятие занимается заготовкой древесины. Жители Лойги наткнулись на объявление на avito: «Организация реализует узкоколейную железную дорогу». Цена в объявлении не указана, телефон продавца не отвечает.

Кстати, в объявлении сказано, что протяжённой главной магистрали УЖД — 118 километров, а усов (ответвлений к делянкам) — 55 километров. Продавать собираются рельсы, хотя «имеется в наличии и предлагается к продаже подвижной состав, платформы, сцепы УЖД». Потенциальному покупателю предлагается, по сути, самовывоз: демонтажём продавец заниматься тоже не собирается. 

«Регион 29» направил запрос в ГК «Вологодские лесопромышленники». В пресс-службе холдинга обещали отреагировать на него в течение трёх дней.

Фото Андрея Ненастьева.Фото Андрея Ненастьева.

Между тем, информацию о продаже узкоколейки подтвердил глава МО «Лойгинское» Сергей Илатовский. Он рассказал «Региону 29», что с «Верховажьелесом» удалось достичь компромисса.

— Мы пытаемся отстоять дорогу, — сказал Сергей Илатовский. — Сейчас, в 2022 году, будут сниматься усы. А центральная магистраль, до Сулонги, до 2023 года сниматься не будет. Но в дальнейшем и её будут снимать. Перевозки по ней производиться не будут, они будут пользоваться автомобильным транспортом. 

По словам главы МО, предприятие идёт на контакт. 

— На прошлой неделе встречались с руководителем дивизиона, — сказал Сергей Илатовский. — Нам сказали: мы снимаем усы, но деньги от продажи пойдут на реконструкцию нижнего склада, где будут работать ваши люди. Понятно, что это бизнес: они собственники, захотят — снимут.

По словам Сергея Илатовского, вопрос о круглогодичной дороге в Лойгу на протяжении уже 20 лет стоит остро. Есть зимник Лойга — Кизема, но весной и осенью там не проехать.

Как нам удалось узнать, в региональный минтранс и в администрацию Устьянского района пока заявлений о проблеме с узкоколейной дорогой не поступало.

— Пока нам пошли навстречу, — отметил Сергей Илатовский. — Но если скажут: «Нет, ребята», — тогда начнём бить во все колокола. 

Фото Андрея Ненастьева.Фото Андрея Ненастьева.

Жители Лойги всё же крайне обеспокоены.

— В случае продажи, то есть снятия данной узкоколейной дороги, людям будет не попасть в лес, не попасть в населённые пункты, такие как посёлки Сулонга и Лесной, то есть у людей отнимут то, за счёт чего они жили всю жизнь с момента образования посёлка, — написали в редакцию. — Данный факт вызывает возмущение у всех без исключения жителей посёлка, так как узкоколейная железная дорога представляет собой не временные усы, уходящие в лесные делянки, это магистральная железная дорога, соединяющая населённые пункты. 

А ещё узкоколейка в наши времена — это не только транспорт, но и достопримечательность, которая привлекает путешественников. Вот, например, мы недавно рассказывали, как мотопутешественники из Москвы открыли для себя Кудемскую узкоколейку.

УЖД сегодня — редкость, их в России осталось где-то с десяток. В 2020 вологжанин Андрей Ненастьев получил президентский грант на изучение узкоколейных железных дорог Вологодской области. 

А коль скоро лойгинская дорога начинается в Архангельской, а заканчивается в Вологодской области, то и на ней автор прокатился. Он, кстати, отметил, что она — «третья по протяженности узкоколейка в бывшем СССР». Сами-то жители вообще назвали её «самой большой в России», хотя здесь есть сомнения. Гугл по этому запросу выдаёт Алапаевскую УЖД в Свердловской области.

Иронично, что лейтмотивом всего репортажа Андрея Ненастьева стала идея о том, как предприниматели вложились в дорогу и сделали её рентабельной.

— Мы проехали её всю, — вспоминает Андрей. — Классная дорога, очень романтичная. Она точно не самая длинная, но красивая сама по себе. Будет жаль, если её разберут. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.