Поэт в России — больше, чем поэт. Иногда он — суперзвезда. На концерт поэтессы Веры Полозковой и композитора Александра Маноцкова билеты раскупили едва ли не за месяц. На него шли с цветами, на нём зажигали фонарики в смартфонах. И минут 15 после концерта дожидались «Веру Николаевну» — так её во всеуслышанье звал один из зрителей, крупный мужчина, — чтобы отстояв очередь, получить автограф на только что купленном экземпляре «Фотосинтеза», «Ответственного ребёнка» или «Работы горя».
Именно презентация книги «Работа горя», а вместе с ней и совместного с Александром Маноцковым альбома «Антифоны», стала поводом для встречи с архангельскими читателями и зрителями. В новую книгу поэтессы вошли сто стихотворений, написанных за семь лет, — «тяжелых лет, прекрасных лет, в течение которых родилось трое моих детей, был заключён и рассыпался мой брак, скрежетала и лопалась по шву привычная картина мира…».
«Работа горя», рассказывала Полозкова, далась ей очень дорого: в ней несколько ложных финалов, словно поэтесса не хотела её отпускать. Словно в подтверждение этого признания она прочла стихотворение о том, что «книга набирается, будто чан с дождевой водой» — будто бы свою версию «когда б вы знали из какого сора» Ахматовой и «О, знал бы я, что так бывает» Пастернака.
Альбом «Антифоны» построен на чередовании чтения и пения: стихи звучат сначала в исполнении автора, а затем — Александра Маноцкова под аккомпанемент его бас-гитары — без этой бас-гитары, рассказывала шутя Полозкова, и пластинки бы не было. По принципу чередования слова и вокала был собран и концерт в Камерном зале Поморской филармонии. В чтении Полозковой и в пении Маноцкова одни и те же поэтические строки раскрывались как совершенно разные произведения.
В последний раз Александр Маноцков выступал в Кирхе в мае этого года на Большом Пасхальном фестивале — совместно с ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин». Вера Полозкова вышла же на эту сцену впервые и вообще впервые приехала в Архангельск. Столица Севера в её плотном гастрольном графике, когда на неделе по шесть самолётов, вписалась между Иркутском и Петрозаводском.
Зрительный зал во время концерта был словно одно целое — смеялся, плакал… Но каждый после, казалось, уходил домой со своей Полозковой в сердце и своей стихотворной строчкой — посланием от неё.
Зрители, пришедшие на презентацию «Работы горя», смогли попасть в Камерный зал ещё без QR-кодов. Но теперь, с момента вступления указа губернатора в силу, его наличие обязательно. Кроме того, в программе AMW произошли кое-какие изменения. Так, «Дни джаза» займут не три, как было запланировано, а два вечера — 21 и 22 октября. Музыкальный спектакль «1926» (в главных ролях — Елизвета Боярская и Анатолий Белый) переносится. Программа «Новый восход» переместится в клуб «Колесо», и в составе участников тоже произойдут изменения.