В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/3
Общество
«Сирин» — это супергруппа: в Архангельске выступил легендарный ансамбль древнерусской музыки

«Сирин» — это супергруппа: в Архангельске выступил легендарный ансамбль древнерусской музыки

06.05.2021 15:35Мария АТРОЩЕНКО
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» открыл Большой Пасхальный фестиваль Поморской филармонии концертной программой «Новое Небо, новая Земля».

Впервые ансамбль «Сирин», основанный певцом, хормейстером и фольклористом Андреем Которым в 1989 году, выступал в Архангельске почти 30 лет назад. С нашего города, в котором только после ремонта открылась Кирха, коллектив, побывавший потом Китае, США, Бразилии, Ирландии и других странах мира, начал свою гастрольную деятельность.

«Сирин» вернулся в Архангельск с пасхальной программой музыки допетровский эпохи — богослужебных песнопений XVII–XVIII веков, строчного многоголосья и духовных стихов.

— Снова мы в этом замечательном городе Архангельске, — тепло поприветствовал зрителей Андрей Котов. — Я говорю «снова», потому что в 1990 году именно в городе Архангельске, именно в этом зале, состоялись первые гастрольные выступления ансамбля «Сирин». Мы невероятно рады, что мы вновь в этом зале.

Андрей Котов.Андрей Котов.

На сцену Камерного зала вышли семь мужчин и шесть женщин. Они выстроились соотвествующим образом — двумя полукружьями-половинками. Сначала мужские и женские голоса звучали отдельно, а потом половинки слились воедино, создавая музыкальную драматургию концерта и варьируя степень воздействия голосов на слушателей. И хотя концерт прошёл в одном отделении, он всё же условно разделился на две части: первую, посвящённую богослужебным песнопениями, и вторую, в которой звучали духовные стихи. В ней же под аккомпанемент колёсной лиры прозвучала и известная духовная песня «Грешный человече».

Большой Пасхальный фестиваль, на который приехал ансамбль — это часть музыкально-театрального фестиваля «Транзит». И концерт «Сирина» перекинул мостик к театральной части, ведь в составе ансамбля в Архангельск приехал композитор и автор опер (например, «Гвидон» по Даниилу Хармсу) Александр Маноцков. Его опера «Снегурочка» идёт в катакомбах Петрикирхе в Санкт-Петербурге, опера «52» на стихи Льва Рубинштейна — в БДТ имени Товстоногова, «Чаадский» (в постановке Кирилла Серебренникова) — в московском театре «Геликон-опера». Он также сотрудничал с режиссёрами драматического театра — Дмитрием Крымовым, Петром Шерешевским и особенно с Андреем Могучим. В «Грозе» Могучего Александр Маноцков поработал почти как оперный композитор, открывая музыкальность пьесы Островского.

Александр Маноцков — центре.Александр Маноцков — центре.

По словам Александра Маноцкова, он не один в «Сирине» такой разносторонний.

— У рок-музыкантов есть такое понятие «супергруппа»: это когда собрались, не знаю, Эрик Клэптон и другие разные крутые люди… У нас кого ни возьми — абсолютно каждый человек в ансамбле имеет огромный собственный багаж, — сказал Александр Маноцков. — И маленький кусочек этого багажа он вносит в мозаику ансамбля. В том и кайф, что это ансамбль, а не хор. В хоре люди в партии должны округлиться и слиться, обесцветиться и обезличиться. А «Сирин» — это ансамбль, где, наоборот, важно, чтобы произошло соединение на ярком звуких разных ярких личностей. Кто-то преподаёт, у большинства людей есть свои ансамблевые проекты, есть несколько исследователей — музыковедов, историков, расшифровщиков русской духовной музыки, фольклористов, которые объездили всю матушку Россию. Господь так мудро устроил мир, что чем бы человек ни занимался, всё, если он это делает с любовью, делается во славу Божию. Печет он булки, пишет он оперы или шьёт сапоги… Особенно, когда человек поёт. Если человек поёт с радостью, то Богу это угодно. Вне зависимости от жанра, текста и так далее.

Музыка допетровской эпохи в исполнении «Сирина» остаётся живой и звонкой. Как раз потому, что участники ансамбля относятся к ней не как к музейной редкости.

— Когда я пою эту музыку, я её присваиваю себе, я её делаю своей личной, — подчеркнул Андрей Котов. — Я её пою от себя. И она мне важна как актуальная, сегодняшняя. И если ты правильно поёшь, человек наряду с тобой присваивает это проивзедение себе.

Андрей Котов — слева.Андрей Котов — слева.

— Некоторые так исполняют, что как будто повисает транспарант вешают: «Вот так пели», — добавил Александр Маноцков. — И сразу вместо того, чтобы ты участвовал в происходящем, тебя делают свидетелем, человеком на экскурсии: «Руками не трогать!». Посмотрите, как было. Но раз оно было — значит, сейчас уже нет. Значит, оно умерло. А мы-то живые люди. Нам просто музыка эта страшно нравится. 

По словам композитора, ничего подобного русскому строчному и демественному многоголосью в современной музыке нет.

— Это авангард, авангардище, никто ничего круче и современнее не выдумал, — пояснил Александр Маноцков. — Это очень свежая, ярко звучащая вещь. И когда мы это поём, публика вздрагивает и просыпается. Когда это поёшь, испытываешь не только интеллектуальный кайф, а чисто физиологический. Потому что ты весь звенишь как колокол, в который ударили.

Не исключено, что Александр Маноцков ещё вернётся в Архангельск. А выхода Андрея Котова на сцену Камерного зала точно долго ждать не придётся. 7 мая он вместе с этническим музыкантом-инструменталистом Сергеем Старостиным и джаз-контрабасистом Владимиром Волковым представит программу «Душеполезные песни на каждый день». Одноимённый альбом очень понравился Борису Гребенщикову. А далее в программе Большого Пасхального фестиваля будет ещё много интересного.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.