Выставка «Дача — это тело» стала итогом первого года международного исследования жизни дач и общественных садов на Севере России и Финляндии, в городах-побратимах Архангельске и Оулу.
Его российская часть развернулась на даче в садово-огородном товариществе «Калинушка» под Архангельском. Танцовщик и хореограф Дмитрий Мельников, танц-художница Сусанна Воюшина и режиссёр Елена Гуткина погружались в локальное сообщество, «инсталлируя галерейное и сценическое пространство в дачное». Примерно тем же их коллеги Джон Коллингсвуд, Таня Роман и Елена Власенко занимались в общественных садах в поселении Варьякка в окрестностях финского Оулу.
Открыл выставку танцевальный перформанс. Отсылая к названию проекта, он напомнил о том, что на даче немятое тело городского жителя начинает жить совсем другой жизнью. Так что даже такие закалённые танц-классами люди как Дмитрий Мельников и Сусанна Воюшина, чувствуют эту нагрузку. Но одновременно выставка воспроизвела ощущение покоя и заземления, которое наверняка испытывали художники, прикоснувшись к земле.
Возникнув в конце 1970-х на месте болота, «Калинушка» превратилась в дачное царство на тысячу домов — крепкое сообщество людей, ведущих свою собственную летопись. Альбом с фотографиями, вырезками из газет и рукописными записями, который вели в товариществе ещё при Советах, стал артефактом выставки.
Такими же арт-объектами стали и рукотворные таблички с номерами домов. Жители «Калинушки» передали художникам на временное ответственное хранение около полусотни номеров. Казалось бы, просто цифры на кусках дерева или металла, — но они каждый в отдельности стали своеобразными символами дома и рода, а вместе, на одной стене, — этакой переписью населения.
Художники сфотографировали номер каждого дома. 365 из них распечатали и переплели в подобие советского бумажного отрывного календаря. Листая такой календарь, чувствуешь, как бежит жизненное время населения «Калинушки».
Некоторые из номерков рассказывали свои истории буквально — голосами жильцов своих домов. Так, одна из жительниц «Калинушки» поведала, как им с мужем «захотелось кружевной дом» — украсить своё жилище резьбой. Другая вспоминала, как засыпали болото, на котором возникла «Калинушка». Третья дивилась, что нынче летом всё поспело гораздо раньше, чем обычно.
— Нас тронули заборы, — рассказала Елена. — Мы решили исследовать их. Мы неделями гуляли по СНТ, искали разные заборы, разную фактуру. И если нас что-то цепляло, мы останавливались, ставили камеру и снимали. Один из заборов, который попал на видео, вот-вот был готов упасть от малейшего прикосновения. За ним никто не живёт. А с другим забором, который всё же был чьей-то частной собственностью, ребята старались не взаимодействовать.
Частью экспозиция стала и импровизированная грядка. На ней художники предложили посетителями высадить семена редиса «Суперстар». И приходить ухаживать за ним во время работы выставки, до 2 сентября.
Дача, на которой художники вели своё исследование, принадлежит Дмитрию Мельникову. И Сусанна Воюшина там тоже не раз бывала. Ведь этот проект продолжением дачного исследования, которое Дмитрий и Сусанна начали в работе над спектаклем-перформансом Out Of Urgency («В условиях крайней необходимости»), который они параллельно с коллегами из Швеции, Финляндии и Норвегии представили в ноябре 2020 года.
— Одна женщина приехала на велосипеде к нашему дачному участку и привезла номер дома, — рассказывает Сусанна. — Она увидела оконные рамы из перформанса (кстати, мы их потом приспособили под грядку для редиса!) и сказала: «А ведь я видела ваш спектакль в Доме молодёжи!». Наши коллеги Таня и Джон — они сами живут в Варьякке, а не в Оулу, — были хореографами и на том проекте. И они рассказали, что подали заявку на грант, посвящённый общественным садам. И предложили нам присоединиться. Теперь им, конечно, очень хочется побывать в «Калинушке». Мы надеемся, когда границы откроются, это случится.