Больше года назад этот международный проект носил название Moving Barents. Танцоры должны были поочерёдно собираться вместе на резиденциях в каждой из четырёх стран Баренц-региона. Первая даже успела состояться в Швеции в декабре 2019 года. Должен был родиться единый спектакль, который бы потом отправился в турне по странам-участницам.
Но потом наступил 2020-й, пришёл март и пандемия. И, действительно, в условиях крайней необходимости участники проекта не отменили, не отложили его до лучших времён, а полностью перепридумали, изобрели для него почти революционную форму. Пока российские режиссёры спорили о том, может ли театр существовать онлайн, танцовщики перевели на «дистанционку» самое тактильное и физическое искусство — хореографию.
В Архангельске премьера прошла в Доме молодёжи Архангельской области. Перед зрителями во плоти предстали местные участники проекта — хореограф, танцовщик и преподаватель, организатор конкурса «Сияние Арктики» Дмитрий Мельников и танц-художник Сусанна Воюшина. Изначально в проекте от России был только Дмитрий, а Сусанна пришла позже как «танцующий переводчик»: когда дистанция между перформерами увеличилась, но общения стало только больше, её партнёру потребовалось помощь в преодолении языкового барьера.
Параллельно через большой экран за спинами у перформеров зрители могли следить за парами участников из Швеции, Финляндии и Норвегии. Четыре кусочка этого паззла объединили в один офлайн-онлайн формат с помощью технологии потокового видео. Техники проекта (в Архангельске это был режиссёр и оператор Пётр Меньшиков) так поколдовали с четырьмя окошками видеопроекций, что порой казалось, что все шестеро танцовщиков встали плечом к плечу напротив архангелогородцев.
Внимание и зрителей, и перформеров подвергалось перегрузкам: приходилось следить не только за тем, что непосредственно происходит в зале, но и там, за тысячи километров — в шведском городе Лулео, в финском Оулу или норвежском Хаммерфесте. Оттуда за архангелогородцами точно так же следили шведские, финские и норвежские зрители.
— Сложнее всего находиться между живыми людьми и камерой — пониманием, что по ту сторону экрана на тебя тоже смотрят, — поделилась ощущениями Сусанна Воюшина. — Где твоё внимание, где внимание зрителя, — перед ним огроменный экран, он автоматически притягивает взгляд. Остаётся ли живой человек? Думаю, нам многое предстоит осмыслить и пересмотреть по отношению к живому зрителю.
Идейно проект тоже сильно изменился. Изначально он был посвящён столь востребованным в странах Скандинавии темам экологии и изменения климата, но после известных событий на него пала тень пандемии и общемирового кризиса.
Перформеры каждой страны начали своё собственное художественное исследование. Например, архангелогородцы погрузились в изучение феномена русской дачи — своеобразной формы медитации, эскапизма, особенно в условиях самоизоляции.
— Мы взяли историю с дачами, наши друзья в Норвегии — историю с рыбами и птицами, Финляндия тоже взяла историю с птицами, шведы — какие-то мифические свои истории, — рассказал Дмитрий Мельников. — С начала пандемии нам вдвойне стали интересны дачи. Потому что, когда всё закрылось, мы все отправились либо в квартиры, либо на дачи. А что на дачах? Почему в России так много дач? Почему некоторые дачные кооперативы похожи на многоэтажки, перевёрнутые в плоскости? Отдыхают там народ или работает? Мы действительно выяснили, что многие стремятся уже отдыхать, а не работать на дачах, как это было в советское время, когда люди вынуждены были кормиться с земли. Сейчас там чаще отдыхают и релаксируют.
В традиционных дачных ритуалах танцовщики увидели своеобразную хореографию, которой и вдохновились.
— Очень много хореографии в том, как люди копают грядки, как поливают, мастерят, строят, — отметила Сусанна Воюшина. — Во всём этом можно увидеть танец, если мы захотим смотреть на это как на танец. Оттуда мы стали набирать движенческий материал — из наших поездок по дачам друзей.
Кстати, даже один из первых показов — тогда ещё на вэб-камеру ноутбука — Дмитрий и Сусанна провели, находясь… в теплице.
В условиях крайней необходимости в спектакле-перформансе стала ещё острее чувствоваться необходимость солидаризироваться, объединяться, учиться чувствовать друг друга и искать баланс. Перформеры не только развивали свою тему, но и откликались на происходящее по ту сторону экрана. Так, в продолжение птичьей темы в руках у архангелогородцев появились перья и деревянная северная щепная птица.
Почувствовать партнёров, находящихся за тысячи километров, перформерам помогали многочасовые репетиции, которые тоже проходили онлайн — в zoom-конференциях.
— Мы так много времени вместе провели, что уже чувствуешь физически — там есть человек, есть плечо, и мы делаем общее дело, — поделилась Сусанна. — Нам всем было очень интересно попробовать этот новый формат. Это совершенно новый подход для России. Наши иностранные друзья были больше сфокусированы на процессе и на человеке, нежели на результате. Поставить в онлайне единый спектакль из четырёх частей — это очень большой опыт для хореографов. Для них интереснее всего было, выдержим ли мы. Первый блок репетиций занял пять недель — это была пятидневка по семь часов в день. У нас появилось выражение zoom-eyes, когда уже всё, крыша едет.
— Сейчас, перед выступлениями, мы тоже проводим каждый день в репетициях с экраном, пытаясь подстроиться, уловить, почувствовать друг друга, — добавил Дмитрий Мельников. — Самое главное — быть в контакте друг с другом, стать единым целым.
До конца ноября в Архангельске пройдёт ещё шесть показов спектакля-перформанса. Одновременно его увидят в Стокгольме, Тромсё и других городах Швеции, Финляндии и Норвегии.