В одной из больниц Архангельска отравились дети
1/11
Общество
В условиях «ледникового периода»: Архангельская область стала площадкой для испытания вертолёта Ми-38

В условиях «ледникового периода»: Архангельская область стала площадкой для испытания вертолёта Ми-38

09.04.2021 19:08Виталий БАРАШКОВ
Для эксплуатации машины в России и за рубежом необходимо понять, как она проявит себя в условиях естественного обледенения.

Ми-38 — вертолёт одновременно и молодой, и «старый». Его разработка началась в начале 80-х годов прошлого века, а свой первый полёт он совершил в 2003 году. Его серийный выпуск стартовал в 2018-м, но к полётам в условиях естественного обледенения допуска у него пока нет. Для того, чтобы исправить это упущение и пройти соответствующую сертификацию, в конце марта 2021 года Ми-38 прилетел в Архангельскую область на аэродром Васьково.

В поисках плохой погоды

Подготовка к очередному вылету Ми-38, намеченному на первую половину дня 9 апреля, начинается с «наземной гонки» — проверки работоспособности двигателей и других систем вертолёта без отрыва от земли. Продолжается она около 15 минут — машину бросает в дрожь, она привстаёт на амортизаторах шасси, обдувает присутствующих мощными потоками воздуха от своего несущего винта и, словно негодуя из-за невозможности взлететь, роняет оставленный без присмотра штатив телеоператора.

— Сейчас, к сожалению, погода хорошая — а это значит, что для нас она плохая. Вот 8 апреля она была в самый раз — около нуля, дождь. К сожалению, в этом году вся весна такая. Значит, придётся экипажу охотится за подходящими условиями, — сетует на лётном поле руководитель испытательной бригады, ведущий инженер по летным испытаниям 1 класса Игорь Клеванцев.

Игорь Клеванцев.Игорь Клеванцев.

Ми-38 уже прошёл испытания жарой (в Астрахани), морозом (в Тюмени) и высокогорьем (в Нальчике). А в Архангельскую область он прилетел специально за ненастной погодой, точнее для прохождения сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения. Наиболее часто оно происходит при небольших отрицательных температурах и высокой влажности воздуха. Соответствующие условия — скажем так, «ледниковый период» — создаются в Поморье весной, под влиянием Белого и Баренцева морей, многослойной облачности, частых осадков и фронтальных разделов воздушных масс. Подобные испытания в начале апреля на территории региона проходил и российский авиалайнер МС-21-300.

На самом деле, естественное обледенение является одним из самых опасных воздействий природы, существенно влияющих на безопасность полёта воздушного судна. Из-за него существенно ухудшаются аэродинамические характеристики, возникают поломки двигателя и даже происходят авиакатастрофы. Для того, чтобы самолёт или вертолёт допустили к эксплуатации, необходимо доказать, что техника способна «пережить» такие условия.

Датчики для получения информации во время испытатний.Датчики для получения информации во время испытаний.

Образование льда на вертолёте во время полёта экипаж контролирует с помощью специальных датчиков — во время испытаний они закреплены на носу машины. При достижении требуемой толщины льда самолет занимает заданную высоту, на которой проверяется поведение Ми-38. Кроме того, проверяется и работа противообледенительных систем. Во время полёта ведётся видеосъёмка — на поверхности вертолёта хватает креплений для экшн-камер. Все данные стекаются в его грузопассажирский отсек — там установлено специальное оборудование и протянуты десятки метров различных кабелей, аккуратно скреплённых хомутами.

Внутри «стеклянной кабины»

Когда «гонка» заканчивается, у журналистов, приехавших в Васьково специально посмотреть на вертолёт, появляется возможность изучить его изнутри. За «штурвалом» машины их встречает лётчик-испытатель 1 класса Салават Садриев. За свою карьеру он воевал в Афганистане, испытывал вертолёт Ми-8МТКО в боевых условиях в Чечне и освоил более десяти вертолётов и их различных модификаций.

Салават Садриев.Салават Садриев.

— Ми-38 — один из самых современных российских вертолётов, который позволяет безопасно эксплуатировать его во всех широтах, где проводились сертификационные испытания. Он достаточно комфортный и является достойной заменой и пополнением того вертолетного парка, который в настоящее время есть в России и эксплуатируется за рубежом, — рассказывает о своём «подопечном» пилот.

Делает он это напротив «стеклянной кабины» — одной из прогрессивных особенностей Ми-38. В отличии от «стрелочной», с механическими указателями, она включает в себя несколько дисплеев систем управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации. Ещё одно преимущество вертолёта перед машинами прошлого поколения — широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах.

«Стеклянная кабина».«Стеклянная кабина».

Если говорить о других характеристиках машины, то Ми-38 представляет собой средний многоцелевой вертолёт, который производится в Казани. Он может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться в качестве поисково-спасательного. Можно сказать, что Ми-38 занимает промежуточную нишу между «работягой» Ми-8 и «тяжеловесом» Ми-26.

Вертолёты Ми-8 (на переднем плане) и Ми-26.Вертолёты Ми-8 (на переднем плане) и Ми-26.

Экипаж вертолёта — два человека. В него умещаются пять тонн груза или 30 пассажиров. Максимальная скорость Ми-38 — 300 километров в час. Серийное производство машины запустили в 2018 году на Казанском вертолётном заводе. Первые две военные машины Ми-38Т проходят опытно-войсковую эксплуатацию с 2019 года. Гражданская версия вертолета обрела своего первого заказчика в феврале 2020-го.

В небо

После того, как журналисты успевают задать все интересующие их вопросы, начинается предполётная подготовка вертолёта. Специалисты из испытательной бригады тщательно осматривают все системы Ми-38, залезая в том числе и под кожухи двух его двигателей.

Пока ещё вертолёт не запустил движки, журналистов на аэродромной «буханке» отвозят поближе к взлётной полосе. Вертолёт выруливает на неё минут через десять. Сперва машина поднимается на пару метров, зависает, но вскоре снова садиться. Затем она начинает разбег и по-самолётному взлетает, чтобы найти подходящее для своих целей облако.

Ещё в кабине вертолёта Салават Садриев рассказывает, что программа испытаний Ми-38 в Архангельской области практически завершена. А это значит, что в будущем на аэродром Васьково наверняка сможет приземлиться и серийная машина этой модели.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.