Общество
CoVibe-19: в Архангельске представили выставку и перформанс о близости после ковида
1/19

CoVibe-19: в Архангельске представили выставку и перформанс о близости после ковида

28.03.2021 17:20Мария АТРОЩЕНКО
26 марта в Белой галерее Гостиных дворов видеоперформанс соседствовал с живым перформансом.

Первые резиденты Архангельского регионального центра современного искусства ARKA — режиссёр Маша Сапижак, хореограф Марго Румянцева — представили диджитал-проект CoVibe-19, начатый в апреле 2020 года в разгар самоизоляции и представленный в рамках Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа». 

В Архангельск Маша и Марго приехали из Санкт-Петербурга в марте на лабораторию живого перформанса «Близость». Здесь к ним присоединились семеро архангелогородцев-перформеров — танцовщица Сусанна Воюшина, актриса Ольга Халченко, арт-менеджер Анна Хоришко, художница и дизайнер Елена Комиссарова, балетмейстер Ольга Мурашова, преподаватель английского языка Екатерина Ракшина и фотограф Никита Сальников. И на открытии выставки они впервые и всего раз показали свой перформанс, посвящённой близости с собой, с другим и с городом.

— Когда мы искали пути проекта, важным моментом было создание коллективной практики, открытого диалога с горожанами, которые захотели к нам присоединиться, — отметила на открытии куратор центра ARKA Кристина Дрягина. — И не просто так мы решили открыть наш первый проект перформансом. Ни для кого не секрет, что Архангельск является региональной театральной меккой. Этот путь показался нам самым правильным.

Кристина Дрягина.Кристина Дрягина.

Близость приходит во время путешествия, решили создатели перформанса, и построили его тоже как некое путешествие. На первом этаже Гостиных дворов, там, где посетитель обычно решает, идти ли в Биржевой зал или подниматься наверх, установили верстовой столб. Он указывал два разных пути в Белую галерею. 

К путешествию отсылали и две койки, застеленные белыми простынями, похожие на спальные полки в поезде. Учёные выяснили, что вагонным спорам и откровениям способствует то, что в поезде человек много времени проводит в горизонтальном положении. В нём человек рефлекторно ощущает себя в безопасности и готов делиться тайнами. Прилечь на койки и поделиться сокровенным со случайным попутчиком под стук колёс из колонки предложили и посетителям выставки.

По пути в Белую галерею тоже случались случайные встречи: в разных уголках и закутках Гостинок посетителей ждали перформеры. Кто-то существовал, не обращая внимания на прохожих — лёжа на лестнице или обнимая другого, как перед поцелуем, — кто-то вовлекал в свою игру, кто-то, улучив минуту, отдавал ничего не подозревающему человеку записку. В которой, например, было написано:

«Приближая далёкое, близость утаивает саму себя — и остаётся по-своему самым близким».

Это были отдельные фразы и мысли из дневников близости, которые перформеры вели во время лаборатории.

В узкой Белой галерее, уходящей вперёд, как дорога, перформеры провели гостей по своим дорогим местам Архангельска. У кого-то это была река, у кого-то Майский парк, оставшийся без тополей, но с искусственными Белоснежкой и семью гномами, у кого-то — режимный объект на ранее неизведанном Мосеевом острове в Соломбале.

Путь обратно — как через облако тэгов, через обрывки фраз: «Не дайте ей это сделать!», «Совместные вибрации», «Жертвую ли я своими границами?», «Чем ближе, тем громче». Когда одна из перформеров, шедшая по галерее, остановилась напротив меня, и испытующе спросила: «Это какой-то прикол?», — я (тут появляюсь я, потому что моя реакция на происходящее неожиданно стала частью перформанса — ред.) почувствовала, что по моим границам прошла еле заметная рябь. При том, что в обычной жизни такое расстояние до другого считается вполне комфортным и пристойным.

Вернувшись в начало галереи, перформеры ввели зрителей в пространство выставки CoVibe-19. Во время самоизоляции участники диджитал-проекта, создали у себя дома девять видеоработ на стыке site-specific перформанса, театра объекта и кино-танца, посвящённых небытовому взаимодействию с бытовым пространством. В Архангельске их дополнили ещё одной, созданной участниками «Близости» уже в пространстве города.

В финале авторы проекта устроили своеобразный сеанс коллективной рефлексии опыта изоляции и спровоцированной ковидом тревоги. Когда на вопрос/утверждение «Если в начале пандемии вам было страшно и вы не знали, что делать со своей жизнью…» несколько незнакомцев реагировали одинаковым образом, запускался процесс солидаризации — возникала близость.

Марго Румянцева и Маша Сапижак.Марго Румянцева и Маша Сапижак.

«Странная смесь отстранения и сопричастности»

По словам Маши Сапижак и Марго Румянцевой, проект о личных границах и о близости естественным образом вырос из исследования опыта изоляции.

— Про близость, про взаимодействие с людьми, мы с Машей разговаривали сначала просто по-дружески во время карантина, когда происходил CoVibe, — рассказала Марго Румянцева. — И спустя какое-то время нам подумалось, почему бы это не поисследовать?

Именно во время карантина, считает Маша, и возникла эта «новая близость», которую они начали изучать вместе с архангелогородцами.

— Во время самоизоляции мы , с одной стороны, были на расстоянии друг от друга, но, с другой, — из этих бесконечных зумов родилась какая-то новая близость: мы все вошли в дома друг друга, — пояснила Маша. — И самое понятие «Близость» пришло оттуда. Слова «Дистанция» и «Близость», являясь антонимами, существуют в очень плотной связке. Я ненавижу говорить по телефону, я лучше напишу. Но во время самоизоляции мне очень хотелось слышать голос. Когда ты слышишь человека, он как будто бы уже не так далеко.

Так же естественно, по словам перформеров, шёл и лабораторный процесс — без кастинга, без чёткого плана и вне привычных иерархий.

— Не то, чтобы мы приехали сюда такие вот режиссёр и хореограф, чтобы работать с местным сообществом, — отметила Маша Сапижак. — У нас, скорее, была роль модераторов. Может, мы давали направление, если видели, куда высказывание перформера можно направить, но это никогда не было директивно. Мы стремимся к экологичности процессов во всём.

Маша Сапижак — урождённая архангелогородка, что сделало её участие в лаборатории центра ARKA особым опытом.

— Я родилась в Архангельске и в 17 лет уехала в Петербург, — рассказала Маша. — Отучилась на экономиста, а потом поняла, что всё это какая-то профанация. И пошла учиться на режиссёра. Как раз в ковидный год я в зуме защищала диплом. У нас была такая практика — ребята рассказывали про какое-то важное для себя место в городе, записывали там аудио, а потом кто-то другой с этими записями отправлялся в путешествие. Это помогло мне как-то по-новому взглянуть на город: это была странная смесь отстранения и сопричастности.

Анна Хоришко.Анна Хоришко.

«Станем друзьями на всю жизнь»

О том, как прошла лаборатория живого перформанса, «Региону 29» рассказали и её непосредственные участницы — сотрудница центра ARKA, арт-менеджер Анна Хоришко и актриса Архангельского молодёжного театра Ольга Халченко.

— Какое-то время я была участницей танц-театра Es Sentia, поэтому перформативный опыт у меня был, — поделилась Анна. — Но здесь были немного другие практики — на исследование близости с другими людьми, с городом… Мы приезжали в какое-то место в городе и слушали в наушниках историю другого участника о нём. Мы словно смотрели на это место глазами другого человека. У каждого есть свои личные границы, и в каждый момент жизни ты решаешь, насколько близко можешь подпустить другого человека. Во время лаборатории мы во многом как раз и пытались понять свои ощущения, определить комфортное расстояние до другого человека — десять, два или один метр? И решали, готовы ли впустить к себе человека, которого видим второй раз в жизни. В такой ситуации очень быстро сближаешься. Не потому, что это задание или практика, а потому что сама атмосфера этому способствует.

Для Ольги Халченко лаборатория стала важным послековидным опытом.

— Я пошла сюда, потому что в последнее время стала запутываться в современном искусстве, — поделилась Ольга. — И когда мне объяснили, что лаборатория направлена на снятие барьеров после ковида, я поняла, что мне это нужно. Потому что у меня был очень стрессовый доковидный период, когда я на даче закрылась на пять месяцев, потом я ковиднула очень тяжело и жёстко, а потом у меня появился послековидный страх: за близких. Здесь я себя полностью отпустила, я просто шла за девочками. Нам до конца не говорили, что будет в итоге. Я как артистка всегда наперёд думаю, что получится, будет ли хорошо или плохо? А тут я вообще не думала о результате и получила огромное удовольствие, честно. Слово «честность» для меня вообще заиграло очень сильно. Мне было очень приятно работать с людьми — у нас подобралась такая команда светлая! Думаю, станем друзьями на всю жизнь.

Выставка CoVibe-19 будет открыта в Гостиных дворах до 25 апреля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.