Дмитрий Трубин обращается к прямой линии, рисуя гвозди, подсолнухи, самураев, детей, животных и всех-всех-всех. Прямую линию к Сыну Божьему известный архангельский художник Дмитрий Трубин провёл почти 15 лет назад. К 2021 году у художника, который отметил 60-летие, скопилась настоящая галерея линейных портретов Иисуса.
Поздравить живописца на вернисаж пришли друзья и коллеги. По традиции выставку Трубина открыли модели агентства Елены и Спартака Резицких. Музыкальный сюрприз художнику подготовил джаз-ансамбль Тима Дорофеева.
У этого выставочного проекта удивительная история. Писал Трубин своих прямолинейных Христов и писал, но однажды летом 2020 года увидел одного из них по телевизору — в фильме на канале «Культура». В нём строгий прямолинейный лик поставили в один ряд с портретами Иисуса кисти Рембрендта, Репина и Венусти. Восприняв это как карт-бланш, архангельский художник решился представить свои работы в одном мастабном выставочном проекте.
К его открытию Дмитрий Трубин приурочил издание «Манифеста прямой линии». В нём художник признаётся, что сегодня к любой творческой задаче подходит с линейкой:
«Я люблю линию, люблю быть её делателем, мне милы прямые углы и углы непрямые, я живу по Эвклиду, мои прямые не успевают перестать быть таковыми — чтобы искривиться им не хватает пространства. Я рад этому, рад этой замкнутости среды, где существует мой мир, нарочито аскетичный мир прямой линии. Мне кажется ещё, что прямая экономит время, ведь кратчайшее расстояние между точками есть прямая».
Проект позволяет проследить эволюцию образа Иисуса в творчестве Дмитрия Трубина.
— Если десять лет назад меня больше интересовал цвет, то сейчас меня больше интересует свет, светоносность, — рассказал художник. — Я использую поэтому фольгу, песок. Я, конечно, изменился за эти 15 лет, и мой Христос того времени отличается от нынешнего. Тем более, что и тогда он был разный. Я исследовал иконографию Христа, он ведь очень разный — от безбородого и матёрого, мощного, до совершенно субтильного, рыженького, что мне как раз не очень нравится. Я-то считаю, что Христос — фигура мощная, целеустремлённая, заряженная на подвиг.
Художник признаётся, что человеком религиозным его назвать нельзя. Своего Иисуса он смело называет «великим революционером» — в том смысле, что мало кому ещё удалось так перевернуть мир. Именно поэтому, счёл Дмитрий Трубин, Спасителю так идёт прямая линия.
— Человек он бескомпромиссный, — отметил художник. — Когда человек твёрдо знает свой путь, своё предназначение, он идёт по прямой. Его ничто не может согнуть, закомпромиссить. Ведь наши судьбы часто компромиссны: человека кидает из угла в угол… А здесь — кратчайший путь. 33 года — это ведь очень короткий период. Но какой путь! Если бы он петлял на этом пути, он бы вряд ли чего-то достиг.
Выставочный проект включает как собственно портреты, так и многофигурные композиции, отсылающие к главным событиям страстной недели: от предательства Иуды и крестного пути на Голгофу до снятия с креста и уверения Фомы.
Так, на входе в пространство экспозиции представлена многонаселённая картина «Несение креста» — подражание одноимённому произведению Иеронима Босха. На ней лицо Сына Божьего полно смирения. Как и на картине Босха, светлый, не омрачённый страданием лик Иисуса, окружён безобразными рожами. И так же, как и на картине голландца, на картине есть ещё одно прекрасное лицо — белый женский профиль. Это святая Вероника, которая подала Христу платок, чтобы тот смог стереть пот с лица. Кстати, картина «Плат Вероники» на выставке тоже есть.
Своеобразным лейтмотивом выставочного проекта становится Тайная вечеря. В 2010 году Дмитрий Трубин написал «13 портретов, выполненных по линейке» по мотивам легендарной фрески Леонардо да Винчи. А после актуализировал этот мотив в образах подсолнухов и свечей.
Ранние поиски световых ключей к образу Сына Божьего проявляются в таких работах Трубина как «Христос цвета гефсиманской ночи», «Христос в розово-серых тонах», «Красный Христос» и «Синий Христос». Также в изображении Иисуса художник обращается к охре и серо-стальному.
Одним из смысловых центров экспозиции является картина-крест «Распятый Христос, чей взгляд следует за тобой». Образ распятия находит отражение и в одноимённом объекте, созданном из досок, металлической втулки и других найденных предметов.
Несмотря на всю прямолинейность, Христу Дмитрия Трубина всё же не чужды ни уязвимость, ни сомнение. Так, один из самых последних вертикальных портретов 2021 года — «Ииусус дрожащий». На нём Спаситель изображён сгорбленным и с подгибающимися коленями.
Ещё один новый Иисус — «Иисус размышляющий». На его лице играют блики света. Наверное, это и есть один из опытов поиска той светоносности, о которых говорил художник.