В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/2
Общество
Кинокомпозитор Ханс Циммер добрался до СЗФО

Кинокомпозитор Ханс Циммер добрался до СЗФО

20.02.2020 16:54Вадим ЛОМОНОЙЗОВ
Наш корреспондент побывал на концерте «Симфоническое таинство — мир Ханса Циммера» в Санкт-Петербурге.

Кто такой Ханс Циммер? Такой, ни к чему не обязывающий вопрос автор этих строк задавал молодёжи Архангельска. Были и такие, что не знал этого имени. Как правило, это люди, не следящие за кинематографом, а за киномузыкой и подавно. Хотя на самом концерте, собравшем полный зал петербургского Ледового дворца можно было встретить молодёжь (и не только), которая при всей своей любви к Циммеру не имеет представления, например, кто таков Эннио Морриконе.

Музыкальный девелопмент

Но истинный фанат знает историю, как Ханс совершил свой профессиональный выбор в 12 лет, когда посмотрел спагетти-вестерн «Однажды на Диком Западе» и проникся атмосферной музыкальной дорожкой Морриконе. Внимательный интересант может заметить, что на ютубовых видео Циммер частенько присутствует в кадре в футболке с надписью Ennio Morricone.

К слову, гениальный итальянский патриарх, которого ведущие российские кинокомпозиторы вроде Эдуарда Артемьева называют гением, выступал более года назад в том же самом зале накануне своего 90-летия и собственноручно управлял чешским симфоническим оркестром человек в 150. Ханс Циммер предпочитает делегировать полномочия дирижёра другому человеку, обеспечивая собственное присутствие при помощи телекоммуникаций. К удивлению некоторых меломанов, симфоническую основу Циммеру обеспечивали музыканты из Беларуси. Видать, музыканты-славяне неплохо приживаются рядом с крупными кинокомпозиторами.

Принципиальных отличий у двух мастеров жанра — достаточно. Если римский затворник всю жизнь занимался только своими киномелодиями, то уроженец Франкфурта-на-Майне — этакий современный креативный девелопер, не чуждый ни новых технологий (компьютеров и виртуальных синтезаторов), ни написания музыки к видеоиграм, ни постоянных коллабораций с другими авторами. Ханс Циммер вообще считает, что за сотрудничеством — будущее. Синергетический эффект, понимаете ли, два плюс два равно пять. Он создал компанию, куда вошли очень неплохие композиторы из разных стран мира.

Одна из характерных черт авторов, работающих под эгидой Циммера, — замес симфонизма и электроники. Выходящие из-под их пера фееричные музыкальные красоты, впрочем, попадают под огонь критики. В том числе коллег по цеху. Англичанин Джон Мёрфи, знаменитый своей пронзительной и жуткой композицией In the House, написанной для постапокалиптического ужастика «28 дней спустя», которую неплохо расхватали гламурные рекламисты для своих видео, называет музыку коллег-оппонентов «сплошным фейерверком без реального чувства». Но, как ни крути, простым зрителям нравится.

Коллаборации хороши для качества музыкального продукта, однако это палка о двух концах. Если верить «Кинопоиску», дело уже доходило до снятия ярчайшего саундтрека к «Тёмному рыцарю» с номинации на «Оскар». Эксперты посчитали, что пять соавторов — это чересчур. Сам же Ханс Циммер, похоже, не парится и считает, хороший современный трек следует ваять именно в ансамбле единомышленников. И сейчас он трудится совместно с другим автором над дорожкой к новому и, судя по рекламе, уже смонтированному фильму о жизни и удивительных приключениях агента британской разведки Джеймса Бонда.

Оригинальный выбор

Концерт открывал как раз «Тёмный рыцарь». И это было эффектный зачин. Вообще саундтреки к фильмам Кристофера Нолана выходят у Циммера особенно сильными и в дальнейшем задают тренд для всей киноиндустрии. «Тёмный рыцарь» начинается с мощных ударов по барабанам и постепенно обрастает тревожными струнными, духовыми и завывающей гитарой. Зрители, атакуемые не только звуками, но и визуальными образами, мгновенно настроили свои антенны внимания.

Надо отдать должное немецкому покорителю Голливуда — он старается беседовать с режиссёром, чтобы полностью проникнутся идеей фильма. И в этом есть смысл: в итоге может получиться нечто оригинальное, как это было, скажем, в одной из частей сериала «Миссия невыполнима», где банальный Том Круз является миру под музыку с нетривиальным вокалом Лизы Джеррард из австралийской группы Dead Can Dance. Весьма оригинальной выбор для столь попсового фильма. Кто мог подумать, что такое возможно?

В отличие от олдскульного Морриконе, где было место только прекрасной музыке, Циммер представил этакий симфонический хай-тек с пронзающими пространство лучами, дымом и не менее пронзительными кадрами из знаменитых фильмов и мультфильмов, которые подкреплялись красивым видеоартом и крупными планами солирующих музыкантов. Король Артур гордо восседал на гнедом, Король Лев — готовился к коронации. Над головами оркестрантов пролетали звенья самолётов из «Перл Харбор», проносились болиды из «Гонки» и табуны лошадей из анимационного «Спирит: душа прерий».

Первое отделение особенно запомнилось двумя инструменталами из «Миссии невыполнима» с блистательным фламенко от гитариста-сессионщика и эльфийским вокалом госпожи Джеррард, вышедшей в образе царственной особы. Номер из наделавшего в России шуму «Кода да Винчи» был также на высоте: чудесная мелодия, великолепное исполнение, прекрасные солистки, одухотворённый Том Хэнкс и женщина-загадка Мона Лиза на экране.

Во втором отделении было интересно послушать, до какой степени романтичной может быть музыка к истории маньяка («Ганнибал»). На инструментах солировали поразительной красоты виолончелистки и скрипачки. Немало сольных партий было также отведено венесуэльскому флейтисту Педро Юсташу, пожалуй, второму по известности в музыкальном мире из находящихся на сцене после Лизы Джеррард. Вместе они блистали в «Гладиаторе». И честное слово, когда на экране появился молодой Хоакин Феникс, в роли юного и вероломного императора Коммода, подмывало по-зощенковски крикнуть: «Смотрите, это же Джокер!».

Ханс Циммер периодически являлся зрителям из своей студии, предваряя трек, общаясь в кадре с друзьями-музыкантами и актёрами и косвенно со зрителями. Эффект присутствия вышел на максимум, когда композитор начал играть на фортепьяно Time из нолановсконо фильма «Начало», а оркестр нанизывал партию за партией с каждым тактом, пока минималистский квадрат не разросся до грандиозной симфонии. Потрясающая музыка из странноватого фильма о похождениях шайки, занятой промышленным шпионажем «во сне и во снах внутри сна» под предводительством героя Дикаприо.

Вдохновившись «Временем», публика расходиться была не намерена. Овации заставили долго раскланивающихся музыкантов выйти снова и сыграть попурри из «Пиратов Карибского моря». Трек длился очень долго, пока долго игнорируемый камерой Джек Воробей, всё же не появился в клипе и не запалил фитиль от бочек с порохом, разнесших фрегат в щепки и возвестивший о стопроцентном финале. Говорят, кадры Циммер выбирал сам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.