В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Эннио Морриконе начал российское турне с СЗФО

Эннио Морриконе начал российское турне с СЗФО

07.11.2018 15:14Вадим РЫКУСОВ
«Регион 29» побывал на стартовом концерте мирового турне патриарха киномузыки в Санкт-Петербурге.

На официальном сайте кинокомпозитора сообщается о реализации 500 000 билетов. В списке турне, получившего название «60 лет музыки», — десять городов. Тем приятнее было осознавать, что маэстро и Чешский национальный симфонический оркестр выступят первым делом в Санкт-Петербурге. Затем — Москва, а уже потом Париж и Брюссель.

10 ноября Эннио Морриконе исполнится 90 лет. Но дирижировал он громадным оркестром и хором в течение всего концерта, энергично перелистывая ноты. Промелькнувшая информация о том, что мэтр должен написать саундтрек к новому фильму мегапопулярного режиссёра Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» тоже свидетельствует о творческих потенциях композитора. Если анонс правдив, это будет уже не первое сотрудничество двух авторов: музыка к предыдущему фильму Тарантино — «Омерзительная восьмерка» принесла Морриконе оскаровскую статуэтку. Как ни удивительно, при всех его заслугах и продуктивности, первую за конкретную работу (до этого был «Оскар» за вклад в кинематограф).

Словом, маэстро продолжает приятно удивлять, несмотря на преклонный возраст. И продолжает поддерживать здоровый дух в здоровом теле. Когда корреспондент «Региона 29» за полтора часа до концерта спросил у одного из сценических работников, здесь ли маэстро и можно ли ему выразить grazie mille, тот, улыбаясь, ответил: «Да, он здесь, но он спит».

Зато не спал Санкт-Петербург. Зал моментально заполнился человеческим морем, которое забурлило аплодисментами, как только на сцене появились первые солдаты офицера ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», вооруженные струнными и духовыми.

Концерт проходил строго — ничего отвлекающего: ни разговоров, ни объявлений или киносцен, проецируемых на монитор, только музыка. Она лилась нон-стопом. Все началось с «Легенды о пианисте» — развёрнутой вещи с одухотворяющими струнными и стремительным фортепиано, напоминающем Гершвина. Следом — любимая россиянами сентиментальная Chi Mai (она же «Кто бы ни…», она же «Ветер, плачь») из «Профессионала». Хотя на самом деле, впервые эта вещь прозвучала в фильме «Маддалена» ещё в начале 70-х, а для восьмидесятнической картины с душещипательной сценой убиения героя Бельмондо её просто вынули из музыкальных закромов. Как только зазвучала Chi Mai, зал засветился мобильными огоньками: аудитория забыла о формальных запретах каких-либо съёмок.

Нельзя было сказать, что концерт был ориентирован в духе romantic collection. Например, «Однажды в Америке» был представлен вовсе не темой кукушки. И, как ни странно, это радовало. К сожалению, далеко не все поклонники Морриконе знакомы с потаёнными музыкальными глубинами, которых он достиг в авангарде и камерных произведениях. Впрочем, в Ледовом дворце сложные творения тоже вряд ли были бы уместны.

Музыка текла попурриобразной непрерывной рекой, блок за блоком. Настало время вестернов Серджио Леоне (к слову, одноклассника Морриконе), а следовательно — «Человека с губной гармошкой», «Экстаза золота» и других перлов 1960-х. Затем — время Тарантино и его «Омерзительной восьмерки». Именно чешский оркестр работал над оригинальной записью этого фильма.

На сцене трудилось какое-то умопомрачительное количество музыкантов. Пожалуй, не меньше ста человек. Одних барабанщиков и перкуссионистов — не менее трёх. Десятки скрипачей, духовых, десятки мужских и женских голосов. Все внимание сцены и зала было направлено на дирижирующего маленького человека и титана музыкального духа.

Сыгранность этого гигантского ансамбля была фантастической. Чистый и драматичный оркестровый звук источал мощь. Обошлось без всяких синтетических вкраплений. Аранжировки полностью совпадали с оригиналами из кино. Морриконе очень любит вокальные эффекты. Как-то он сказал, что лучший инструмент — это женский голос. Композитор попытался доказать это в «Экстазе золота». На концерте этот тезис во всей полноте подтверждало сопрано Сюзанны Ригаччи. В программе были и чистые хоральные куски (неслучайно Бах — один из самых почитаемых Морриконе композиторов).

Но хорошего много не бывает. Компактный концерт с получасовым антрактом, во время которого голос из репродуктора зазывал на будущие концерты «Лесоповала», «Руки вверх» и Стинга, пронёсся молниеносно. Людское море дружелюбно вздыбилось, и, рукоплеская, не желало отпускать маэстро. И 90-летний труженик-композитор нашёл силы и мужество отработать ещё два номера на бис.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.