Общество
Осторожно, искусство для всех: архангельский Выставочный зал открыл двери самодеятельным художникам
1/15

Осторожно, искусство для всех: архангельский Выставочный зал открыл двери самодеятельным художникам

25.01.2020 18:00Мария АТРОЩЕНКО
Под самодеятельными имеют в виду тех, кто не состоит в Союзе художников. Их работы представили на выставке «Север-2019. Часть вторая».

Экспозиция открылась в Выставочном зале Союза художников.

— Сегодня мы открываем вторую часть выставочного проекта «Север» под кодовым названием «Любители и мастера», — сказала на вернисаже директор ВЗСХ Юлия Медведева. — В этом году наша концепция вызвала много толков и споров, но появились у неё и свои поклонники. Только что отыграла первая часть, в которой участвовали профессионалы — члены Союза художников России. Она прошла очень хорошо и получила большой отклик. А теперь открывается выставка совсем иного характера. Посетители Выставочного зала изрядно соскучились по декоративно-прикладному искусству, по искусству молодых авторов, поэтому то, что предоставилась возможность показать в таком большом объёме представителей этих художественных течений, это большая удача.

Исполняющий обязанности председателя архангельского отделения Союза художников Александр Сверчков призвал гостей экспериментальной выставки поддержать её.

— Мы общественная организация, и судьба таких проектов будет зависеть от многих факторов. Сейчас у нас три источника финансирования — гранты, спонсоры или продажа билетов. Поэтому от вашей активности тоже будет зависеть судьба этого проекта, — отметил Александр Сверчков.

Своеобразный портал в экспозицию образуют две картины, как створки двери, молодого художника Максима Шишова. В Архангельске он начал выставляться совсем недавно: дебют состоялся на проекте «Становление», — хотя юноша успел заявить о себе в Китае, Австрии и Эстонии.

Себя Максим Шишов позиционирует как социального художника. Сейчас он работает над арт-концепцией Anti anti social, которая объединит инсталляции, фотографию и живопись.

В первой работе — «Скажи нет медиавойне» — художник подвергает критике милитаристские настроения и формирование образа внешних врагов страны через СМИ.  На холсте, покрытом вырезками из российских газет, художник изобразил две сложенные крест-накрест сигареты, зашифровав послание: «Думай, чем ты дышишь». Что особенно примечательно, учитывая что вторая работа — «Искусство для всех» — повторяет форму сигаретной пачки.

— В этих вырезках, что я использовал, не очень лестно отзываются от других странах, — пояснил Максим Шишов. — В какой-то из них даже припоминается нацистское прошлое Германии. Это касается не только нашей страны, но я как гражданин России могу говорить только за своё государство. Мне кажется, старшее поколение продолжает считать газеты достоверным источником информации. Они всё это читают, пропитываются этой негативщиной, из ниоткуда начинают так же нелестно отзываться о гражданах других стран — той же Америки или Украины. Если мы подожжём сигареты и вдохнём, то так же пропитаемся и перейдём в полукруг веры и войны. Образ креста, падая по окружности, превращается в пулемёт Uzi.

При этом, высказывание оказалось даже глубже, чем его задумал художник: сквозь слой краски проглядывает краска типографская, которой напечатаны слова о бабушке, пережившей бомбёжку Сталинграда, и простившей немцев. 

Максим Шишов на выставке.Максим Шишов на выставке.

Надпись «Искусство для всех» на «пачке сигарет» — второй работе — расположено там, где обычно публикуют грозные предостережения о раке лёгких, что тоже неслучайно, ведь существует довольно-таки живучий миф о том, что за гениальность приходится расплачиваться скорой смертью. Но своим оптимистичным заявлением художник его переворачивает: спокойно, мол, не надо покупать славу смертью! И ещё, конечно, забавно, что именно эта картина открывает путь на выставку внеинституциональных художников.

— Это из разряда какой-то постпостиронии, — отметил Максим Шишов, — ведь это слишком примитивная фраза. Все же понимают, что искусство на самом деле не для всех. Это был вызов для меня. Несложно пройти и посмотреть, что здесь выставляется. Я не судья, но мне кажется, здесь не хватает более современного искусства. Мне даже показалось, что у членов Союза как-то посовременней и более молодёжно получилось. 

Кстати, эта картина — часть диптиха, который на выставке представлен лишь наполовину. На второй сигаретной пачке стоит надпись «Искусство должно говорить» на немецком.

А дальше на выставке начинаются парадоксальные сближения — современного и ремесленного искусства, молодых художников и мастеров народного творчества почтенного возраста, живописи и графики, разных жанров и техник.

Архангелогородец Дмитрий Резвый (1993 года рождения) представил работы в граффити-стилистике: это даже не стрит-арт, а своеобразные теги, но написанные не краской из баллончика, а темперой и акрилом на полотне. Бесконечно рассматривать хочется страстные и метафоричные работы Валерии Миркович (1998 год рождения). Двое влюблённых стоят на опушке леса (two of us riding nowhere), и перед ними высятся гигантские тени — им ещё предстоит узнать друг друга, побывать в тёмных закоулках чужих душ, как Данте в сумрачном лечу. 

В серии из четырёх работ Ольги Востряковой (1956 года рождения) — с девой-птицей, царь-девицей, блуждающей по лесу — ощущается влияние сказочной живописи Васнецова и книжной графики Билибина.

Картина северодвинки Анны Емельяновой (1982 года рождения) «Над Северной Двиной» издали похожа на фотографию. Причём сама река становится в работе не объектом изображения, а , скорее, точкой геолокации, ведь на картине — лазурь неба, множество раз перечёркнутая посеребрёнными деталями конструкции железнодорожного моста. Глядя на неё ощущаешь, будто стоя на мосту, вдруг остановился, запрокинув голову.

Северодвинское представительство на выставке очень сильно: Татьяна Анисимова с лёгкими, поддёрнутыми дымкой, пейзажами, Наталья Науменко с очаровательными коллажами, Марина Буслакова, запечатлевшая в графике рыбацкий быт острова Ягры, Анна Нечаевская, нарисовавшую девочку Мию с лягушкой в ладони и счастьем в глазах… 

Переходя из большого зала в малый, посетитель оказывается фактически на другой выставке — декоративно-прикладного искусства. Здесь он соприкасается с таинством долготерпения и любви, заключённой в каждом крохотном лоскутке одеяла или панно. 

Мастерица Галина Полякова (1950 года рождения) представила на выставку итог трёхлетней работы — одеяло «Дорогая Джейн» — реплику знаменитого квилта, выполненного в 1863 годы, во время Гражданской войны в США, одной американкой в Вермонте. Оно состоит из 225 пятидюймовых блоков или 5602 отдельных кусочков.

Выставка будет открыта всего десять дней с момента открытия.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.