В Приморском округе погиб 46-летний охотник
1/13
Общество
Сказки о жизни и смерти: в Архангельске открылась областная художественная выставка «Север»

Сказки о жизни и смерти: в Архангельске открылась областная художественная выставка «Север»

30.12.2019 14:44Мария АТРОЩЕНКО
В этом году «Север» проходит в два этапа: с 28 декабря свои новые работы выставляют члены Союза художников, а с 22-го января — самодеятельные, а также мастера декоративно-прикладного искусства.

Вернисаж первого этапа выставочного проекта пришёлся на последние выходные декабря и прошёл в предновогодней атмосфере с мандаринами.

— «Север» — выставка легендарная, самая посещаемая в году, — сказала на открытии директор Выставочного зала Юлия Медведева. — Её традиция началась в 1935 году. Это всегда событие не только для жителей города и области, но и для самих художников. В этом году выставка совершенно феноменальна в том плане, что она превратилась в выставочный проект, который пройдёт в два этапа. Первый этап получился невесомым, лёгким, даже лирическим и достаточно цельным. А на втором этапе для вас, как и для нас всех, откроются совершенно новые имена. Нас поразило количество заявок: работ будет очень много.

В первом этапе принимают участие 35 художников. На втором их будет более 50. Говоря «самодеятельные», организаторы выставки имели в виду «свободные», то есть, не состоящие в Союзе.

— Бывают выставки-результаты — Дмитрия Трубина в Москве, Юрия Ломкова в Питере, Георгия Елфимова — в Калининграде, Зои Гавшинской — в Архангельске. А наша выставка — это срез, — пояснил зампредседателя архангельского отделения Союза художников Александр Сверчков. — Деление на профессионалов и непрофессионалов уже давно довольно условно. Мои ученики участвуют в обеих выставках, и лично мне работы, представленные на второй этап, даже больше нравятся.

Александр Сверчков.Александр Сверчков.

«Север» — это всегда единство времени и места создания, но разнообразие красок, сюжетов и техник. Каждый художник — узнаваем: Всеволод Видякин — в прозрачных наивных акварелях, Лидия Кузнецова — в коллажах, Александр Кожин — в своей точечной живописи, Валерий Саков — в символике, заключённой в простых ярких красках.

На афише выставки — светлые, былинно-сказочные и полные какой-то сосредоточенной радости сотворчества «Гитарные гусли» Александра Сверчкова, известного своим интересом к необычным музыкальным инструментам

Прозрачно-миражные акварели Юрия Ломкова знакомят с современниками — юношами с дредами и снежно-седовласыми моряками. Одно время — а какие разные люди!

Дмитрий Трубин на выставку серию крымских пленэрных пейзажей горы Сокол и диптих «Зеркало обнажённой». В этой двойке художник показывает женщину наедине с самой собой — фиксирует процесс принятия своего тела.

График Евгений Зимирев переносит зрителя на торговую площадь старого Архангельска. Несмотря на внешнюю оживлённость, время на листе как будто загустело и замерло: кажется, что каждый рабочий человек несёт внутри какую-то свою совсем не бытовую печаль.

Владимир Трещёв представил на выставку своеобразный квадриптих о времени. На самом деле, в него складываются четыре формально никак не связанные друг с другом работы. На первых трёх видим трёх героинь: маленькую девочку — представительницу «Племени молодого, незнакомого» (так портрет и называется), взрослую красивую женщину в шубе — некую Морозову, почти боярыню, и старушку, отметившую вековой юбилей. Глядя на трёх разных людей, не трудно представить, что это один человек: так и пролетела жизнь, сто лет — как один день.

На четвёртой картине живописец, известный своими реалистическими работами, задаётся естественным философским вопросом: «А что дальше?». Эта тревога — на лицах людей, столпившихся в каком-то чистилище.

— Мы же не знаем, как выглядит душа человеческая, поэтому я её показал через образ — лицо, — пояснял Владимир Трещёв. — Все они ушли в разном возрасте, в разное время, судьбы у них были разные, но вот они оказались вместе в этой сумятице, в этой тесноте. И никто не знает, что дальше, они своей участи ждут. 

Разговор о смерти — и в картине Василия Курицына «Охота на волков», отсылающей к стихотворению Владимира Высоцкого. Хищник на ней застигнут в последнем прыжке, снег в крови, а пули будто прошли сквозь холст. 

О вечном и «Мой поезд ушёл» Станислава Гресева: когда некуда спешить, можно, наконец, замедлиться, запрокинуть голову и посмотреть на звезды.

Выставка будет работать до 2 февраля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.