У входа в здание автовокзала Архангельска женщина в розовой куртке интересуется: «В Холмогоры?». За ней — неказистое здание, увешанное рекламными баннерами, с маленькой, но тугой дверью. Внутри автовокзала — рынок из 90-х с китайским ширпотрёбом. Единственное напоминание о том, что на дворе 2019 год — современный зелёный банкомат.
По пути к зоне посадки и кассам — неработающая рамка металлоискателя. Она не включена в розетку, рядом никого нет. На выходе из здания — железный сетчатый забор. И ещё один частник, желающий перехватить пассажиров по пути в Холмогоры.
История с возведением ограждения началась два года назад. В 2017-м прокурор Архангельска через суд добился, чтобы собственник автовокзала взялся за его обновление. В ходе проверки надзорный орган обнаружил, что владелец вокзала, компания «Автокапитал», не выполняет требования антитеррористической защищённости объекта. Претензии возникли из-за отсутствия ограждения по периметру вокзала и рамок металлоискателя на входах.
Рамка (одна) появилась, но без толку, а вот забор уже на месте — его установили весной 2018 года. До лета 2019 года проходов в нём было несколько, сейчас только один, рядом с выходом из вокзала, недалеко от касс. Пассажирам, которые не заходят в здание, а идут со стороны железнодорожного вокзала, до автобусов приходится добираться, делая крюк.
Путь к единственному проходу указывают висящие на заборе таблички «Проход на посадку. Границы транспортной безопасности». По соседству — таблички с информацией как себя вести на вокзале и внушительным списком запрещённых к перевозке вещей.
Пассажирам такие изменения в облике вокзала не нравятся. Да и защищённее от террористической угрозы они себя не чувствуют.
— Этот забор меня шокировал. Раньше было удобнее — сколько лет без него жили. Раньше никто под автобусы не прыгал. Да и вид теперь не лучший, мягко говоря, — делится своими впечатлениями Надежда из Виноградовского района.
Солидарен с ней Владимир из Верхней Тоймы. Мужчине в возрасте, ждущему автобус на скамейке, смысл этой затеи не ясен.
— Теперь надо кругом этот забор оббегать, даже и не знаю, зачем его сделали, — комментирует наличие ограждения гость Архангельска, держащий в руках трость для ходьбы.
По словам директора автовокзала Андрея Тарбаева, пассажиры на внезапное препятствие жалуются, но «в устной форме». Все вопросы по поводу ограждения он советует задать прокуратуре города.
В ведомстве на вопросы «Регион 29» ответить согласились, но позже выяснилось, что компетентный сотрудник находится в отпуске и вернётся к работе только в начале сентября. Так что пояснения, почему проход в заборе только один и как ограждение в принципе должно помочь от террористов — в «следующей серии».
Пока складывается впечатление, что в противостоянии между контролирующими органами и оказывающими услуги организациями крайними оказываются обычные люди, которым эти две стороны должны помогать жить проще, удобнее и безопаснее. А не наоборот.