Общество
Архангельский фестиваль «Селектор» раскрыл свои архивы
1/14

Архангельский фестиваль «Селектор» раскрыл свои архивы

24.08.2019 14:54Мария АТРОЩЕНКО
23 августа в Центре социальных инноваций в сфере культуры на базе Архангельского музея художественного освоения Арктики открылась выставка, посвящённая городскому фестивалю в типографии.

Представляя документацию проекта, выставка в ЦСИ Архангельск раскрывает хронологию освоения фестивалем помещений типографии «Правда Севера», которой в 2019 году исполняется 200 лет. Первый фестиваль в августе 2017 года был посвящён стрит-арту и типографскому делу, а второй в сентябре 2018-го — музыке. В этом году «Селектор» берёт паузу и уходит в самоанализ, заполняя с помощью выставки пробел между августом и сентябрём. 

По словам организаторов фестиваля Карины Симаковой и Марии Бирюковой, выставка, посвящённая документации проекта, стала для них способом замедлиться и понять, куда двигаться дальше.

— Таким образом мы решили отдать дань уже прошедшим фестивалям и подготовиться к третьему, — пояснила Карина Симакова. — Готовя эту выставку, мы очень хорошо отрефлексировали: поняли, как фестиваль себя ведёт и что он значит для нас и для аудитории. И мы заметили, что получилась именно хронология того, что произошло в типографии. Предприятие жило своей жизнью, и мы двигались вместе с ним. Первый фестиваль был наполнен внутренней жизнью типографии: зрители даже стали невольными свидетелями работы линии «Книга» в последний раз. А второй фестиваль проводился уже в опустевших цехах, и звучали композиции, где старое разрушается и новое старается найти свои пути развития. А третий фестиваль ознаменует в этой парадигме новую жизнь в новое время.

Мария Бирюкова и Карина Симакова.Мария Бирюкова и Карина Симакова.

За два года «Селектор» привык к большим пространствам пустующих цехов типографии «Правда Севера», так что оказаться в стенах небольшого музейного зала, где сегодня располагается ЦСИ Архангельск, его организаторам было непривычно.

— Для нас это был своеобразный челлендж — в ограниченном пространстве показать, что мы сделали за два года, — рассказала Мария Бирюкова. — Половину мы решили отдать типографии, потому что поняли, что без неё рассказывать про фестиваль невозможно. 

Добрая половина экспозиции, действительно, рассказывает об истории типографии и о людях, на ней трудившихся. Многими ценными архивами с участниками фестиваля поделилась верстальщица Анэлия Кудряшова, которая пришла работать в типографию в 1961 году после училища во Владикавказе.

На выставке можно узнать, что типография на Севере появилась по указу императора Александра I «Об устроении типографий при губернских правлениях» в сентябре 1809 года. Создание типографии заняло время: первых работников наняли в 1819 году, а в 1838-м напечатали первый выпуск «Архангельских губернских новостей».

После революции и Гражданской войны, в 1927 году, была организована Архангельская типография имени Склепина. Из архивов становится понятно, чем печатник Иван Склепин заслужил быть увековеченным в названии предприятия: в годы интервенции на Севере он достал печатную машинку «Бостонку», с помощью которой подпольная большевистская организация издавала под носом у полиции свои прокламации.

От истории предприятия выставка движется к истории фестиваля. Документы, представленные на выставке, воссоздают механику создания «Селектора». Заглядывая в личные дела художников, которые в 2017-м принимали участие в конкурсе стрит-арта, посетитель будто оказывается на организаторской кухне. А сравнивая эскизы граффити, представленные на конкурс, ставит себя на место жюри, выбиравшего «Главного художника». По сути, выставка раскрывает не просто хронологию конкретного фестиваля, но и показывает, как фестивали делаются вообще.

А музыка из старых селекторных телефонов, которые когда-то применялись на предприятии для связи, воссоздаёт звучание второго фестиваля.

Делая паузу, организаторы и участники «Селектора» не только заново проживают два минувших фестиваля, но и копят силы для третьего.

— Фестиваль — это со-бытие людей, которые объединяются ради какой-то общей цели, — сказала Карина Симакова. — И будущий фестиваль будет направлен именно на то, чтобы объединить нас всех в одном пространстве, где мы могли бы быть вместе, радоваться и праздновать настоящий момент.

— У нас всё по нарастающей, — добавила Мария Бирюкова. — Первый фестиваль мы готовили три месяца, второй — почти полгода, а к третьему начинаем готовиться за год. Мы продолжим исследовать типографию с разных сторон и в будущем году посвятим фестиваль театру. 

Выставка «Селектор. Фестиваль в типографии» будет открыта до конца сентября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.