В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/28
Общество
Эхо времени: в Архангельске прошёл фестиваль «Селектор»

Эхо времени: в Архангельске прошёл фестиваль «Селектор»

01.10.2018 13:35
Пространство бывшей типографии «Правда Севера» вновь «захватило» современное искусство.

В прошлом году фестиваль «Селектор» открыл пустые цеха типографии для всех желающих познакомиться со стрит-артом. На этот раз мероприятие, проходившее в Архангельске 29 сентября, было посвящено современным музыкальным направлениям и саунд-арту.

Всё пространство типографии разделили на тематические зоны, которые получили названия в честь различных частей механизмов.

На втором этаже в зоне «Корпус» разместились лавочки с товарами от местных мастеров и гаражная распродажа. Торговали поделками, украшениями, одеждой. Меломанов среди гостей фестиваля легко можно было узнать по пластинкам, купленным на маркете «Диск», которые они зажимали в руках.

А в отдельных «отсеках» третьего этажа гости знакомились с инсталляциями норвежских и русских художников. Один из участников фестиваля, художник Олег Самойлов рассказал, как родилась идея его инсталляции и мероприятия в целом.

— В прошлом году мы занимались «Селектором», я тогда ходил с диктофоном и записывал звуки ещё работающей типографии. Некоторым может показаться, что это какое-то царство хаоса. Но люди, которые каждый день проводят в типографии, они по-другому понимают эти звуки. Они воспринимают их как ритм, своего рода музыку. Инсталляцией я хотел показать эту особенность, — рассказал художник. — С другой стороны, мы видим, как типография уходит в прошлое. Теперь здесь пустующие цеха. Но в пространстве осталось эхо времени, что кажется мне немного мрачноватым. Важно поразмышлять над этим.

Олег Самойлов работает в направлении саунд-арта — это художественное искусство, связанное со звуком.

— Это сложная тема, требующая отдельного разговора. До сих пор ведётся много споров о том, где грань между саунд-артом и музыкой. В любом случае, этот фестиваль показывает вариативность современного искусства, то, что оно может проявляться в различных направлениях и посылах, — заметил художник.

Ещё один художник, работающий со звуком, Сергей Филатов выступил на фестивале в качестве тьютора. В течение нескольких дней он вместе с группой учеников из Архангельска создавал звуковую инсталляцию, которая разместилась при входе на второй этаж. Она состояла из своеобразных музыкальных инструментов, сделанных из подручных материалов. Например, инструмент самого Сергея был выполнен и пластин печатной формы. При соприкосновении пластины вибрировали, создавая неповторимые звуки.

Сергей рассказал, как ему работалось с группой:

«Мы разработали несколько алгоритмов, под них подбирали компоненты и размышляли, как лучше сделать инструменты с точки зрения визуальной части и звука. Группа получила огромное удовольствие от процесса создания финальной работы», — заметил художник.

Сама инсталляция позволила почувствовать, как инструменты взаимодействовали между собой.

— В каждой точке звук совершенно по-разному организуется. Перемещаясь, можно понять, как он локализован, как он формируется и понаблюдать за звуковой атмосферой, — разъяснил Сергей Филатов.

Кроме этой инсталляции художник представил серию картин, выполненную в технике «синестетика».

Эти завораживающие полотна разместились прямо в цеху работающей типографии. Сергей рисовал под звуки типографских машин. Удивительно, но этот шум для художника был окрашен не в тёмные цвета «хаоса», а в яркие оттенки синего и зелёного, бордового.

Интересная инсталляция разместилась на третьем этаже. В комнатках желающие могли уединиться и послушать музыкальные произведения, созданные группой под руководством норвежского художника Эйрика Абри.

Эйрик был тьютором по направлению «электронная музыка». Он уже не в первый раз в Архангельске. На этот раз он обучал молодых людей созданию электронной композиции.

— Я под впечатлением от знаний и навыков своей группы. У ребят заметен большой прогресс. Их способности позволили не просто создать композицию, но и поэкспериментировать. Думаю, что они открыли в музыке что-то иное, что-то новое для себя, — рассказал Эйрик.

Он сообщил, что ребята провели ночь в типографии, ударяя по различным предметам и записывая эти звуки.

Ещё одно направление, с которым можно было познакомиться на «Селекторе» было связано с джазом. Его новые формы и проявления исследовали в группе исполнителя на баритон- и альт-саксофоне, участника множества проектов на московской авангардной сцене Сергея Храмцевича. Сергей провёл на «Селекторе» открытую беседу вместе со знаменитым музыкантом, барабанщиком и автором инсталляций Владимиром Тарасовым. Они порассуждали о современных и традиционных особенностях джазовой музыки. А чуть позже состоялось выступление музыкантов легендарной джаз-группы «Архангельск», и они дали потрясающий концерт в сияющих оранжевых декорациях.

Группа же Сергея Храмцевича совместно с архангельскими артистами устроила танцевально-музыкальный перфоманс —  его ученики исполнили причудливую композицию, а под эти звуки в свете прожектора кружились танцоры.

«Дневная смена» фестиваля завершилась выступлением группы «Интурист» — это проект московского музыканта Евгения Горбунова, которого вся нынешняя молодёжь помнит по хиту с заедающими в голове словами про «Пуму-олимпийку и тапки Vans». Новый проект Евгения — сумасшедшая по энергии музыка, как признался сам артист в одном из интервью, — написанная «без вмешательства рассудка». По сути, вечер так и закончился — уже безрассудно, в море эмоций и музыки, которые утренним эхом раздавались в голове.

Сам же «Селектор» перешёл в «Ночную смену» — неистовую пати, но на неё у многих пришедших ещё днём просто не осталось сил.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.