В Поморье объявлен особый противопожарный режим
Общество
«А, может, Ксения Гемп — русалка?»: архангельский режиссёр расскажет сказку-быль о знаменитых деятелях Севера

«А, может, Ксения Гемп — русалка?»: архангельский режиссёр расскажет сказку-быль о знаменитых деятелях Севера

05.07.2019 11:50Мария АТРОЩЕНКО
Архангельский режиссёр, преподаватель колледжа культуры и искусства Дмитрий Тарасов выиграл грант форума «Таврида» на амбициозный замысел — спектакль-экспедицию, который покажет реальную биографию трёх важных для Севера людей в сказочном ключе.

Напомним, Тарасов стал одним из четырёх северян — участников смены «Год театра» пятого форума для молодых деятелей культуры и искусств «Таврида». В этом крымском арт-кластере также побывали заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей Ольга Истомина, студентка САФУ Александра Коковина и актриса архангельского драмтеатра Мария Степанова.

На «Тавриде» Дмитрий, по его словам, пытался усидеть на двух стульях — учился в школе современной драматургии Ярославы Пулинович и параллельно участвовал в грантовом конкурсе.

— Ярослава Пулинович — живой классик, у нас в северодвинском театре драмы идёт два спектакля по её пьесам — «Жанна» и «Земля Эльзы», — рассказал он «Региону 29». — Она ученица Николая Коляды, а кто как не Коляда может научить писать пьесы? Поэтому когда объявили все школы, я решил, что хочу пройти интенсив по драматургии. И я получил совершенно колоссальный опыт, слушал открыв рот. У драматургов совершенно другая терминология в отличие от режиссёров. У нас только одно понятие общее — «исходное событие».

Кроме того, на форум Дмитрий приехал уже с готовым проектом «На Севере». Его же он заявлял на грантовый конкурс министерства культуры Архангельской области. Поддержку регионального минкульта Тарасов в итоге не получил, зато снискал всероссийскую. Во многом, по словам режиссёра, это удалось благодаря организаторским способностям его соратницы — Ольги Истоминой. Кстати, она в 2017 году защитила в Крыму идею лаборатории «Живое слово театра», которую в итоге провели в ноябре 2018-го.

Собственно, идею спектакля-экспедиции о знаменитых личностях, родившихся или живших в Поморье, Дмитрий Тарасов вынашивает уже два года.

— Год назад в рамках форума независимых театров я съездил на лабораторию к Семёну Александровскому — обладателю «Золотой маски», однокурснику Дмитрия Волкострелова, ученику Льва Додина, — который поддерживает развитие горизонтального театра, — рассказал Дмитрий. — Там мы изучали театр, где зритель получает индивидуальный опыт, где он не знает, где находится площадка. Я очень сильно вдохновился: для меня очень важно найти новый способ общения со зрителем. Либо ты завлекаешь зрителя, и он восемь часов смотрит спектакль и только на третий час начинает погружаться, либо театр входит в мир зрителя. Ещё два года назад я приехал в Архангельск с мыслью, что у нас не хватает такого типа театра, при том, что в Москве и в Питере уже было много подобных проектов.

Жанр спектакля Тарасов определил как «Экспедиция», оттолкнувшись от так называемого променада — подвида иммерсивного театра.

— Как правило, спектакли-променады проходят летом, само французское слово напоминает о приятной прогулке, — пояснил Дмитрий. — А наш спектакль будет зимой, и не думаю, что в феврале у нас получится лёгкая прогулка. Поэтому — экспедиция. Конечно, зрители могут подумать, что мы в горы пойдём. Но это не только про преодоление, это экспедиция познания, от слова explore — изучение, расследование.

Сам Дмитрий Тарасов не понаслышке знает о таком маршрутном театре — работал с ним в Санкт-Петербурге.

— Впервые я услышал о променад-театре в 2012 году: тогда в Петербурге сделали маршрут «Старухи» по Хармсу, — рассказал он. — Мастер продюсерского факультета театральной академии Константин Учитель задал своим ученикам сделать променад-спектакль на основе Хармса. И они выбрали «Старуху» — там написано, по какой улице ходил персонаж. Спектакль шёл восемь часов. В конце они даже уезжали в посёлок Лисий Нос под Питером, туда же, куда и герой. В 2015-м я присоединился к этому проекту как продюсер. Тогда всё это разрослось в какой-то чудесный масштабный формат, потому что режиссёрами каждого отрывка стали магистранты [Валерия] Фокина и [Андрея] Могучего.

Героями для своего спектакля-экспедиции Дмитрий Тарасов избрал Ксению Гемп, Бориса Шергина и Николая Рубцова.

— Конечно, я мог бы взять Ломоносова и Абрамова, — объяснил он. — Но Ломоносовская биография была отражена в «Раненном звере» в Молодёжном театре. А Абрамову я уже высказался: в прошлом году мы со студентами сделали иммерсивный спектакль в Верколе. Я взял своё любимое произведение «Алька», главная тема была — «Уезжать или оставаться?». И там был заброшенный дом с тремя комнатами — тремя эпизодами из жизни Альки. А потом мы выходили из него, и перед зрителями стоял выбор: идти на остановку и уезжать с Алькой в город, или остаться в деревне и пойти есть свежий хлеб на пекарне.

В первую очередь режиссёру нужны были герои с необычной самобытной биографией. При этом каждый из трёх выбранных — «не чужой человек» для него.

— Ксения Петровна Гемп — моя личная любовь. Она была альгологом, была на «ты» с водорослями, погружалась за ними в Белое море, даже изобрела на их основе пенициллин. А еще была награждена медалью «За оборону Ленинграда», исследовала северную культуру, собирала сказки… Уже персонаж фактурный, объёмный. Шергин — тоже отличный персонаж. Уехал в Москву, ослеп на 98 процентов… А Рубцова, по слухам, убила ведьма!

Реальную биографию исторических личностей Тарасов намерен пропустить через сказочную фантазийную оптику.

— Мы должны будем найти художественное решение, в основе которого будет какая-то фантазия, — пояснил он. — А, может, мы представим, к примеру, что Ксения Гемп — русалка, которая спускается в море? Публика должна будет прийти полностью с открытым сознанием.

При этом, работа над спектаклем-экспедицией станет своего рода режиссёрской и драматургической лабораторией. Ведь сам Дмитрий удовольствуется ролью автора идеи и продюсера, а постановкой займутся три приглашённых режиссёра.

— В этом и будет прелесть — три разных локации, три разных режиссёра, три разных взгляда. И получится своего рода альманах, такое «Чёрное зеркало», — рассказал Тарасов. — Кстати, одного постановщика мы уже выбрали. Часть про Рубцова я точно отдам на кастинг, тому, кто принесёт супер-интересную идею реализации на внетеатральном пространстве по его биографии через призму сказки или поэзии. Может, это будет литературный салон? С удовольствием рассмотрю все предложения. Хотя не буду лукавить, мне бы хотелось сделать про Гемп. Если кто-то принесёт идею круче чем у меня, я отступлюсь. Но, скорее, я буду четвёртым незаметным режиссёром, потому что переходы ведь тоже надо режиссировать, они тоже должны быть интересными и в рамках жанра экспедиции. Что там будет? Будет ли там какой-нибудь засланный казачок? Будет ли там зритель не-зрителем?

Проект изначально задумывался под студентов Дмитрия. Но по словам Тарасова, он будет рад, если подключатся артисты молодёжного и драматического театров. Актёрские и режиссёрские кастинги начнутся с сентября. А пока впереди ещё много работы и практически бесконечное количество перспектив.

— Главное сделать этот проект, а потом можно расширяться до бесконечности — до пяти, до восьми точек, в конце уехать в Соломбалу, на Хабарку, — отметил Дмитрий Тарасов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.