В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
«Акция федерального значения»: в Архангельске проходит лаборатория «Живое слово театра»

«Акция федерального значения»: в Архангельске проходит лаборатория «Живое слово театра»

29.08.2018 16:10
Принимает её архангельский театр драмы: хотя на выпуске — две премьеры, вся труппа до позднего вечера репетирует с молодыми режиссёрами.

Идея лаборатории принадлежит заместителю председателя регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Ольге Истоминой, которая защитила проект и выиграла грант на молодёжном форуме «Таврида» в 2017 году.

В преддверии лаборатории прошёл Всероссийский конкурс инсценировок современной российской прозы, на который пришло порядка 60 заявок. Из них эксперты отобрали шестерых финалистов и предложили их инсценировки на выбор четырём молодым режиссёрам. 

В результате сегодня труппа «архдрамы» вместе с участниками лаборатории репетирует четыре эскиза — «Тараканы» по мотивам рассказа Алексея Варламова, «Семь жизней» — по малой прозе Захара Прилепина, «Вечная невеста» по мотивам романа Чингиза Айтматова «Когда падают горы» и «Общага» по роману Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Ещё две инсценировки, на которых попросту не хватило режиссёров и актёров, войдут в сборник проекта.

— Мы очень рады, что у нас происходит такая лаборатория, — отметил на пресс-конференции главный режиссёр театра драмы Андрей Тимошенко. — У нас не так много современных пьес в репертуаре. Режиссёры очень любопытные. На следующий год мы предложим им сделать новеллы по произведениям Фёдора Абрамова на лаборатории «Рыбный обоз».

Это первая в истории «архдрамы» настолько сжатая по срокам лаборатория: эскизы рождаются всего за пять дней. Но труппа и не думает жаловаться на напряжённый график.

— Актёры с превеликим удовольствием ходят на репетиции к ребятам и задерживаются допоздна, — добавила председатель регионального отделения СТД Наталья Малевинская. — Для них это очень хороший тренинг. 

Наталья Скороход.Наталья Скороход.

По словам председателя жюри «Живого слова» — кандидата искусствоведения, доцента кафедры театрального искусства Российского государственного института сценических искусств Натальи Скороход, — цель проекта — вернуть современную прозу на сцену. Вернуть то время, когда Абрамов, Распутин и Трифонов заполоняли сцены, а за прозу хватались такие режиссёры, как Любимов и Товстоногов.

— Товстоногов тогда говорил, что современная проза опережает драматургию, — рассказала Наталья Скороход, — Сейчас, наверное, наоборот: современная драматургия полностью удовлетворяет современную сцену: пьес пишут значительно больше, чем театр может освоить. А проза сейчас достаточно мало известна. Мы знаем основные имена, но о том, насколько она отражает все уголки нашей сегодняшней реальности, все наши фобии, мы не осведомлены. 

Поэтому такая лаборатория, по мнению Скороход, будет очень продуктивна в просветительском плане.

— Некоторые тексты я сама прочла впервые, — добавила эксперт. — Я открыла для себя полудетское произведение Дмитрия Быкова «О зверьках и зверушках», которая вышла в финал, а также замечательную «Общагу-на-Крови».

Отбирая инсценировки, Наталья Скороход стремилась, чтобы репертуар отражал весь спектр жанров, тем и способов изображения действительности. В результате в афише Прилепин соседствует с Быковым, а жёсткая соцдрама «Общага» — с историей про нежную душу ребёнка «Тараканы».

Кстати, все писатели дали разрешение на написание инсценировок своих произведений. 

— Мы поставили условие, чтобы автор инсценировки связался с автором оригинального произведения, — пояснила Ольга Истомина. — Меня порадовало, что был хороший отклик. Это говорит о том, что сами писатели заинтересованы в театре.

Ольга Истомина.Ольга Истомина.

А одна из драматургов — Полина Бабушкина, — которая инсценировала рассказ Алексея Варламова «Тараканы» даже сможет увидеть, что выпускница ГИТИСа Полина Золотовицкая сотворит из её текста. Выпускница Литературного института сейчас присутствует на репетициях в «архдраме». Зато архангелогодцу Дмитрию Тарасову — режиссёру и педагогу колледжа культуры — ни с кем не придётся взаимодействовать, кроме актёров: свой эскиз он ставит по собственной инсценировке к «Общаге-на-крови».

Организаторы и эксперты лаборатории также считают, что выведение прозы на подмостки может расширить читательскую аудиторию за счёт театралов. И, наоборот, привести зрителей из числа почитателей определённого автора.

В рамках лаборатории в Архангельск приехал также ведущий театральный критик России, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам Павел Руднев. 

Павел Руднев.Павел Руднев.

— Мне кажется, эта акция крайне важна и имеет федеральное значение, абсолютно не локальное, — отметил он. — Сегодня проза — это наиболее уязвимая часть театрального процесса и наименее замечаемая. Театр лечится не указами чиновников, а персональной инициативой конкретных людей. 

И поэтому театр сейчас, по мнению Руднева, должен сам мотивировать писателей на то, чтобы писать пьесы.

— Люди не пишут пьесы просто так, им нужны какие-то манки, — добавил критик. — И такой семинар — это повод, чтобы люди выходили из своего ленного кокона и писали.

30 августа эскизы четырёх молодых режиссёров будут показаны в драмтеатре. А в заключительный день лаборатории, 31 августа, Павел Руднев прочтёт лекцию о тенденциях современной сцены.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.