В Приморском округе погиб 46-летний охотник
1/6
Общество
Денис Мацуев возобновил роман с архангельской публикой

Денис Мацуев возобновил роман с архангельской публикой

27.05.2019 13:00Мария АТРОЩЕНКО
Спустя почти четверть века после последнего концерта в столице Севера легендарный пианист вновь вышел на архангельскую сцену. Эмоции при воссоединении зашкаливали и у исполнителя, и у зрителей.

Денис Мацуев приземлился в Архангельске за полчаса до концерта: в последний момент музыкант поменял билеты из-за совещания по международному конкурсу Чайковского. За сценой архангельского драмтеатра он появился стремительно. 

Денис Мацуев.Денис Мацуев.

И тем не менее, рассказал журналистам, что концерты в регионах России для него — одновременно экзамен и отдушина.

— Гастроли в регионах дают мне колоссальную закалку, как артисту, — отметил пианист. — Я всегда считал, что наша публика — самая родная и приятна, но в то же время — самая тяжёлая, потому что она тебя знает с самого юного возраста. И каждый приезд помимо уникального общения друг с другом, энергетического обмена, — это колоссальная ответственность и экзамен, после которого, как я говорю молодым, ни страшна даже самая знаменитая сцена. И одновременно концерт вы регионах — это моя любимая отдушина: я эту публику знаю давно, у нас давний виртуальный роман. И я получаю уникальное душевное успокоение после этих выступлений. А по большому счёту для меня не существует разницы, где играть.

Приезд в Архангельск получился, по словам Мацуева, спонтанным и экстремальным. Найдя в своём гастрольном графике свободную дату, музыкант воспользовался случаем, чтобы возобновить «несправедливо прервавшийся роман с архангельской публикой».

— Мой последний приезд сюда был больше 20 лет назад, — сказал Денис Мацуев. — По разным причинам, из-за отсутствия рояля. Но выручил мой старший друг Валерий Гергиев, фонд которого приобрёл этот рояль, что стоит на сцене. Мне удалось его попробовать немного — это блистательный инструмент, и зал обладает замечательной акустикой. Мне было достаточно десяти минут, чтобы понять это. Я надеюсь, что таких перерывов у нас больше не будет с Архангельском. 

Кстати, подготовить архангельский рояль к встрече с виртуозом специально приехал директор технической службы представительства Steinway & Sons в России Владимир Спесивцев — один из самых известных настройщиков «стейнвеев» нашей стране.

В столице Севера Денис Мацуев собрался исполнить свои любимые шедевры классической музыки — третью сонату Людвига ван Бетховена, «Вариации на тему Корелли», Сергея Рахманинова, балладу № 4 Фредерика Шопена и сонату № 7 Сергея Прокофьева. Эту программу пианист обыграл в концертных залах 28 столиц мира, включая Карнеги-Холл в Нью-Йорке и филармонию Музикферайн в Вене. Кстати, седьмую сонату Прокофьева Мацуев исполнял в Архангельске ещё в 1995 году.

Во время закулисного брифинга из-за сцены доносился гул — так звучал переаншлаг. Такого в «архдраме» не было давно, в ход пошли и приставные ряды, но редкие места невесть как всё же остались свободными. Зато два ряда мест для особых зрителей расположили прямо на сцене — в непосредственной близости от рояля Steinway & Sons. Для «архдрамы» это был своего рода социальный проект: возможность услышать гения театр подарил юным воспитанникам десяти детских школ искусств Архангельска.

Подарок для юных северян получился очень символичным и трогательным, ведь и сам Денис Мацуев, будучи воспитанником, а сегодня и президентом фонда «Новые имена», прокладывает молодым талантам путь на сцену. Это казалось добрым предзнаменованием для детей: сложно представить, что юный музыкант, которому посчастливилось услышать гения, не загорелся мечтой о славе и лучших сценах мира.

Кстати, и за сценой Денис Мацуев пообещал поддержку юным талантливым исполнителям Поморья.

— Я обязательно сделаю так, чтобы мы приехали сюда в следующий раз со своей семьёй «Новых имён» — это потрясающий фонд, из которого вышли мы все, — отметил он. — И сейчас, если вы найдёте русское имя моего возраста и младше на афише любого зала мира, — это стопроцентно выходец из «Новых имён». Мы обязательно приедем сюда с самыми ведущими профессорами Московской консерватории, которые будут давать мастер-классы для детей Архангельска и области, по итогам которых мы возьмём в семью новых питомцев. Я этого очень жду.

Перед концертом капельдинеры увещевали зрителей, надеявшихся пересесть на места, откуда лучше видно: «Смотреть не обязательно, главное слушать!». Но в действительности вид Мацуева за инструментом — отдельный вид искусства. 

За роялем он — сгусток энергии, сочетающий в звукоизвлечении невероятную мощь и неистовство с лёгкостью и изяществом. Он то отклонялся назад в упоении, подставляя лицо свету прожектора, словно готовясь воспарить, то склонялся над клавишами, будто покоряясь инструменту, то вздрагивал всем телом, как от электрических разрядов.

Классическую музыку можно любить, чувствовать и понимать в разной степени. По мнению самого пианиста, она — уникальный терапевт, лекарство, способное заряжать, одухотворять и отвлекать от стрессов, оставшихся за стенами концертного зала. Но вне зависимости от готовности воспринимать классику, от «наслушанности», кристально ясно было одно — фантастическое мастерство Дениса Мацуева, такое, что слово «гений» переставало казаться высокопарным.

Аплодисменты лавиной проходили по залу «архдрамы», к сцене, как поломники, устремлялись женщины и дети с цветами. После пяти вызовов на «бис» виртуоз завершил концерт композицией «В пещере горного короля» из сюиты Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». 

Исполнительская энергия перехлестнула через край, на последней громовой ноте Мацуев вскочил с табурета, и зал взорвался такими овациями, которых не дарили в театре ни Валерию Гергиеву, ни Эмиру Кустурице, ни Горану Бреговичу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.