В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/8
Общество
«Блюз не спрашивает у музыканта, какого цвета у него кожа»: как прошёл второй день международного фестиваля в Архангельске

«Блюз не спрашивает у музыканта, какого цвета у него кожа»: как прошёл второй день международного фестиваля в Архангельске

22.05.2019 16:05
На сцену вышли исполнители из России, США и Великобритании.

Ведущий 14-го Архангельского блюзового фестиваля Владимир Каушанский второй концертный день уже по традиции открывал цитатой блюзового короля Би Би Кинга.

— Его спросили, кто лучше исполняет блюз, — белые или чёрные музыканты? Би Би Кинг был очень удивлён. Он сказал, эта тема сегодня не актуальна, блюз не спрашивает у музыканта, какого цвета у него кожа. Или ты в команде и выстраиваешь свою жизнь по законам блюза и живёшь ими, или займись чем-нибудь другим, — поведал ведущий.

Елена Шерри и Валерий Белинов. Фото Артёма Келарева.Елена Шерри и Валерий Белинов. Фото Артёма Келарева.

Вышедший на сцену уроженец Риги, гитарист и вокалист Валерий Белинов когда-то играл в джазовом кафе, участвовал в проектах Раймонда Паулса, но в конце концов выбрал жизнь по законам блюза, осел в Америке и получил прозвище King B of Russia. Наравне с ним солировала певица и клавишница Елена Шерри (Москва), демонстрировавшая навыки вокальной работы в стиле соул и R&B.

Насколько гибок голос Елены легко можно было понять по одной только песне «Trouble So Hard», в оригинале исполненной американской фолк-певицей Верой Холл в 1937 году, и получившей всемирную известность благодаря Моби, взявшего фрагменты трека и слепившего в 1999-м из неё международный хит «Natural Blues». Московская принцесса (так по-английски называл её в одной из своих песен King B) интонировала со всеми характерными соул-нюансами, не забывая дополнять блюзовые квадраты фортепианной элегантностью. Валерий Белинов тем временем продемонстрировал тягу к блюзу, бодрому фанку и психоделическому наследию Джими Хендрика: от души дёргал и топил рычаг своего «Фендера», имитируя бурные человеческие эмоции и авиационные бомбардировки.

Владимир Каушанский обратил внимание на сильный рост компетенций отечественных блюзмэнов.

Владимир Каушанский. Фото Артёма Келарева.Владимир Каушанский. Фото Артёма Келарева.

— Прекрасные солисты приезжают из США и европейских стран, а вот сопровождающие коллективы состоят из наших музыкантов. И мы говорили с Тимом (Дорофеевым) о том, что представить себе такое лет 10-15 назад было просто невозможно. О чём это говорит? Класс появился, образование музыкальное, фестивали, общение, поездки по всему миру. Идёт процесс взаимного обучения. Многие американские музыканты сейчас говорят о том, что ощущение на сцене, как будто они и не покидали Штаты — так комфортно играть с русскими ребятами, — рассказал о крепнущих блюзовых и джазовых связях ведущий.

Британский харпер и вокалист Джайлз Кинг был запечатлён на фестивальном буклете таким образом, что можно было предположить, что это чёрный исполнитель (полумрак, тёмные очки, шляпа), а его губная гармошка заливалась так, что можно было подумать, играет, скорее, уроженец Нового Орлеана, а не Туманного Альбиона. Но, оказалось, это белый музыкант. И прав был Би Би Кинг, когда говорил, блюз не спрашивает у музыканта, какого цвета у него кожа.

Джайлз Кинг и Folkline.Джайлз Кинг и Folkline.

Аккомпанировал Джайлзу Кингу шутливый московско-череповецкий бэнд Folkline. Парни начали с акустического сета, в финале которого перкуссионист Михаил Данилов пошёл в народ, вооружённый стиральной доской. Хозяйственный инструмент отгремел в нескольких песнях. В одной из них музыкант и шоумен играл на доске словно на гитаре, меняя волну извлекаемых звуков с помощью педали эффекта wah-wah (квакушка). Гитарист Денис Шевченко блистал фразировкой Стивена Рэй Вона, а череповецкий клавишник Алексей Ткачёв электроорганом придавал песням ностальгического шестидесятникческого колорита. Джайлз Кинг осыпал тёплыми словами и без того крайне добрую и отзывчивую поморскую публику.

В отличие от гитариста предыдущего коллектива, для американца Криса Бергсона «ролевой моделью», вероятно, был не Стиви Рэй, а, скорее, англичанин Эрик Клэптон. Определённые параллели возникали и в плане вокала, и гитарной игры (slowhand) и общего оркестрового звучания. В детстве уроженец Нью-Йорка прошёл школу классической гитары, но когда послушал блюзовые пластинки, с нейлоновыми струнами было покончено, Крис взял в руки Fender Telecaster, с коим не расстаётся по сей день.

Для архангельских зрителей эстрадная и мягкая форма блюза (с двумя клавишниками и двумя барабанщиками), сдобренная чистым звуком гитары, стала хорошим завершением фестиваля. Тем более аккомпанировали мистеру Бергсону знакомые всем местные джазовые мастера — Георгий Стрелков, Олег Юданов, Алексей Барандов, Игорь Горьковой и примкнувший к ним Алексей Ткачёв.

Крис Бергсон. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.