В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/8
Общество
В Поморье пришёл караван «музыкальной грусти»: стартовал 14-й Архангельский блюзовый фестиваль

В Поморье пришёл караван «музыкальной грусти»: стартовал 14-й Архангельский блюзовый фестиваль

21.05.2019 14:10Вадим РЫКУСОВ
Истории в жанре «чёрной» гитарной меланхолии звучат в театре драмы 20–21 мая.

А открывал фестиваль Фрэнк… вернее, Владимир Каушанский в образе Фрэнка Синатры. Столичный знаток джаза и мастер музыкального конферанса и ранее изрядно напоминал великого крунера, но на этот раз благодаря архангельскому магазину брендовой одежды (любимой и Синатрой) приблизился к образу заокеанского корифея эстрады по максимуму.

— Мне очень приятно сказать, что уже 14-й год по северному блюзовому пути в Архангельск ходит блюзовый караван, разгружается на сцене театра имени Ломоносова и оглашает своими звуками и город, и окрестности, да и страну тоже, — в художественной форме напомнил историю Владимир Каушанский. — Блюз также неисчерпаем, как в начале своего пути. Это удивительно, здесь никогда не было хлопковых плантаций, никогда не было рабов, северяне всегда были народом свободолюбивый. Хотя, конечно, блюз — это элементы печали и грусти.

Владимир Каушанский и Тим Дорофеев.

Владимир Каушанский процитировал Би Би Кинга, сказав, что джаз — это блюз, получивший высшее образование, и подчеркнул, что самая главная «закваска» в блюзе — это такие энтузиасты, каким является Тим Дорофеев. Разгрузка блюзовых караванов в Архангельске происходит благодаря этому музыканту и продюсеру. Тимофей Аркадьевич и вывел на сцену первый коллектив — Guitar Summit.

«Гитарный саммит» объединил гитаристов Архангельска (Тим Дорофеев), Вологды (Виктор «Петрович» Колесов) и Москвы (Юрий Новгородский). Они по очереди играли пьесы, сочинённые каждым из участников трио. Первым музыкальным номером вечера стали фьюжновые «Кошки» фестивального завсегдатая Петровича, во время исполнения которых виртуозы немало крутили ручки громкости своих инструментов и тянули струны, имитируя «позывные» хитрых животных.

«Прерия» Тима Дорофеева сообразно названию унесла публику в сторону кантри, а затем переросла в бодрый приблюзованный рок-н-ролл. Юрий Новогородский тут же напомнил о корневых принципах жанра и навеял грусти своей балладой о любви. Любви, надо сказать, разделённой — обращённой к публике, потому и грусть была светлой. Другую меланхоличную пьесу «трёхгрифовый саммит» посвятил одному из главных гитарных героев всех времён — Стиви Рэй Вону, во время которой в сольном амплуа неслабо себя проявил архангельский басист Николай Клишин.

Обладательница мощного вокала Ольга Юшкова и её Blues Band показали насколько развиты могут быть блюзовые традиции в Западной Сибири. Мало того, что собственные композиции музыкантов из Новокузнецка были отменны (как и гитарная работа), они порадовали кавер-версиями. Но если забойная дельта-блюзовая «You Gotta Move», написанная американскими мастерами жанра Фредом Макдауэллом и преподобным Гари Дэвисом, и популяризированная Миком Джаггером и его командой, была чем-то прогнозируемым, то «Беловежская пуща» стала неожиданностью. Как ни странно, именно в этой песне вокальные ресурсы Ольги Юшковой раскрылись во всей красе. Правда, некоторые знатоки отметили, что для полноты ощущений им не хватило низких нот бас-гитары.

Под занавес вечера на сцену вышел чёрный терзатель струн и человеческих душ из штата Миссисипи Джимми Бёрнз. Помогал ему Blues Band — на этот раз из Москвы (блюз — музыка консервативная, и названия у коллективов тоже), где на гитаре солировал всё тот же Юрий Новгородский.

Джимми Бёрнз.

76-летний ветеран по-бибикинговски уселся у микрофона и с первых нот показал, что такое аутентичный ритм-н-блюз, энергетика и эмоции мест, где зародился крупнейший пласт музыкальной культуры. Джимми Бёрнз перенёс архангелогородцев куда-то в район Чикаго, где он так любит выступать и где он был включен в Зал славы блюза. Включен абсолютно заслуженно. Это подтвердит любой зритель вчерашнего концерта.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.