В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/11
Общество
На читке пьесы о поджигателе Герострасте в архангельском драмтеатре прозвучало эхо теракта в ФСБ

На читке пьесы о поджигателе Герострасте в архангельском драмтеатре прозвучало эхо теракта в ФСБ

01.11.2018 15:50Мария АТРОЩЕНКО
Вот, что значит эксперимент: в «архдраме», кажется, и не подозревали, какой эффект произведёт пьеса архангельского поэта Игоря Гуревича «Эфес против Герострата». Произошло мистическое совпадение.

Открытая читка прошла в Абрамовском зале архангельского театра драмы вечером того же дня, когда в здании регионального управления ФСБ — прямо напротив! — прогремел взрыв. Такие самодостаточные читки уже стали традицией в «архдраме»: здесь для зрителя читали «Последнее искушение Михайло Ломоносова» Анастасии Экаревой, «Дракона» Евгения Шварца и «Чайку» Антона Чехова.

Свою поэму, в основе которого лежит древнегреческий миф о поджигателе Герострате, решившем прославиться за счёт уничтожения седьмого чуда света — храма Артемиды в Эфесе, — театру и главному режиссёру Андрею Тимошенко предложил сам автор. С самого начала режиссёр увидел в материале потенциал для эксперимента и импровизации. На таких открытых читках, по словам главрежа, в отличие от репетиций, где заучиваются и доводятся до автоматизма движения и реплики, можно творчески похулиганить.

Читку решили сделать динамичной, не «сидячей» — с мизансценами и костюмами, которые придумывали сами актёры.

— Я не знаю, что сейчас будет происходить, — так загадочно открыл читку Андрей Тимошенко. — Это испытание для текста.

Андрей Тимошенко.Андрей Тимошенко.

Текст уже и так кое-что претерпел — несколько изменений. Посетив подготовительную читку, Игорь Гуревич дописал несколько сцен и диалогов. А режиссёр придумал для пьесы любопытную сюжетную рамку, переместив действие в зал суда.

Анна Рысенко — в роли секретаря суда.Анна Рысенко — в роли секретаря суда.

Дело о поджоге слушают похмельный председатель (Сергей Чуркин), его бывшая жена, мать-одиночка и адвокат (Наталия Латухина) и энергичный прокурор (Анастас Кичик). Причём суд этот идёт не в Эфесе, а в Архангельске, что чувствуется по локальному контексту.

— Мы не на «Привозе», чтобы отвечать вопросом на вопрос, — говорили участники судебного заседания, а Дмитрий Беляков, исполняя роль поэта, который «всегда пользуется случаем, чтобы засветиться на публике», надел ангельские крылья, напоминающие о Древархе.

Дмитрий Беляков.Дмитрий Беляков.

Текст поэмы, разумеется, в стихах, но в перерывах между этапами судебного рассмотрения дела председатель, прокурор и адвокат говорили самой банальной прозой. Так обозначился контраст между поэзией — мифом, — и прозой — реальностью, а греческий эпос внедрился в современный быт. Да и в роли обвиняемого — не мифический Герострат, а пацанёнок Гера (Гавриил), которого «прихватили за чужие дела».

Анастас Кичик в роли прокурора.Анастас Кичик в роли прокурора.

Героям пьесы выпал уникальный шанс — решить судьбу того, кто уже был казнён, но не по мифу, а по жизни — переписать легенду. Да ещё — в прямом эфире. Было ли так задумано сначала, или так артисты сымпровизировали в ответ на появление телекамер, остаётся только догадываться. Поэтические речи обвинителю и защитнику словно вкладывали в уста против воли. Участники разбирательства чувствовали, будто на них «делают ставки», а актёры порой практически разрушали «четвёртую стену» между сценой и зрителями.

Наталия Латухина — адвокат и мать в одном лице.Наталия Латухина — адвокат и мать в одном лице.

Ретивый прокурор требовал «смерти и точка!», защитница же призывала присяжных — зрителей — проявить жалость к обвиняемому — недолюбленному ребёнку, отвергнутому возлюбленному, в душе которого «созрел протест вандала». Самое интересное, что приговора зрители так и не услышали: Андрей Тимошенко изменил концовку, пустив занавес до того, как суд удалился для принятия решения. В финале так и просилось, что сейчас зрителей, как присяжных, попросили вынести вердикт, но обсуждения не состоялось. Видимо, судить или миловать — публике «задали» на дом, наедине с самими собой. 

Игорь Гуревич.Игорь Гуревич.

Поблагодарив режиссёра и актёров за возможность увидеть свою поэму в действии, Игорь Гуревич рассказал, почему взялся за миф о Герострате.

— Мифы надо переписывать, — отметил он. — Что важнее — устои или жизнь отдельно взятого человека? Я и забыл, что я эти слова писал. Вся пьеса стала звучать по-новому.

Зазвучала она по-новому во многом и потому, что Гуревич дал слово Гере (Константин Мокров)  и его стражнику Амфибрахию (Павел Каныгин). 

Виктор Толкачёв.Виктор Толкачёв.

В фигуре «безусого юнца» поджигателя некоторые зрители увидели другого юношу — подрывника, который и принёс взрывное устройство в здание ФСБ утром того же дня.

— Мы проходили мимо здания ФСБ, где такой же юноша совершил преступление, — отозвался на читку известный архангельский писатель и журналист Виктор Толкачёв. — И я уже не говорю о Керчи. Это мистическое совпадение, которое нас обязывает подумать. Здесь пахнет сегодняшней трагедией. Вы в точку попали, так редко бывает.

Добавим, что уже 6 ноября состоится следующая открытая читка. В честь 200-летия Ивана Тургенева актёры «архдрамы» прочтут его пьесу «Нахлебник».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.