Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/14
Общество
Внук Виктора Панова эпатажно дебютировал в Архангельском молодёжном театре

Внук Виктора Панова эпатажно дебютировал в Архангельском молодёжном театре

04.04.2018 12:35Мария АТРОЩЕНКО
Провокационный спектакль по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» поставил начинающий режиссёр Филипп Шкаев.

Познакомиться с его первым опытом в режиссуре 2 апреля смогли первые 40 зрителей. Дебют Филиппа Шкаева — вокалиста ВИА «Провинциальные меха», сына Яны Пановой и Евгения Шкаева — состоялся благодаря поддержке архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей. Кстати, недавно Шкаев-младший дебютировал и как актёр — сыграл Ромео в спектакле Искандера Сакаева.

Отметим, что Мариус фон Майенбург — драматург в высшей степени современный. По его пьесе «Мученик» Кирилл Серебренников сначала поставил спектакль «(М)ученик», а затем снял фильм — «Ученик». Из-за своих взглядов Майенбург отказывается приезжать в Россию — в знак протеста против преследования представителей ЛГБТ-сообщества.

Его пьеса «Урод» — о культе внешней красоты и о том, как легко потерять и сложно вновь обрести истинное лицо. Её герой Летте — непревзойдённый урод. Представлять его изобретение в Швейцарии начальник отправляет другого человека, потому что c таким лицом у него никто ничего не купит, а жена приучилась смотреть ему только в левый глаз, чтобы не раздражаться. Огорошенный своим уродством, о котором все до поры как-то умалчивали, Летте решаться лечь под нож хирурга. И когда тот вылепляет из него вылитого красавчика, проблемы и начинаются.

Евгения Плетнёва и Александр Берестень.Евгения Плетнёва и Александр Берестень.

Главную роль в спектакле сыграл компаньон Филиппа по «Провинциальным мехам» Александр Берестень. Также в постановке задействованы отец режиссёра-дебютанта Евгений Шкаев, Евгения Плетнёва и студиец Молодёжного — второкурсник-заочник государственного института сценических искусств Юрий Бегметюк. Забавно, что своего отца Шкаев-младший взял не на роли Шефлеров — начальника и хирурга, — а Карлманнов — ассистента и сына пожилой дамы. Все мужские и женские роли, кроме главной, в спектакле, по замыслу Майенбурга, должны играть одни и те же актёр и актриса.

Отметим, что почти аналогичный составом — Шкаев-младший, Берестень и Плетнёва — молодые актёры уже представляли самостоятельную работу — спектакль «Тараканомор» в рамках «Программы OFF» фестиваля уличных театров. Пьесу Майенбурга ставили самостоятельно: вечерами, в свободное от работы время.

«Урод» Шкаева-младшего — молодой, саркастичный и модный. Жанровое определение «Шоу-преображение» режиссёр заимствовал из телепередач о красоте в формате «До» и «После». Многое в постановке на себя берёт сценография, одновременно спартанская: всего-то — стул, урна и блендер в белой коробке комнаты, — и затейливая. 

— Спектакль, в принципе,  и визуально получился очень простым, минималистичным. Мне хотелось добиться такой холодности, отстранённости, — рассказал Филипп Шкаев. — Многие современные немецкие пьесы как раз такие и есть.

Именно блендер и становится любопытным ружьём, которое в определённый момент по-чеховски выстреливает. Белые стены коробки по остроумной задумке режиссёра время от времени превращаются в экран: так находящиеся в нём персонажи становятся своего рода пленниками некой камеры обскуры. 

Видеоряд передаёт режиссёрскую усмешку: например, во время пластической операции, озвученной мерзкими хлюпающими звуками, на экране мелькают кадры из «Тома и Джерри». Другие образные находки — вроде искусственной груди и секс-игрушек — кажется, не столько создают смыслы, сколько просто-напросто эпатируют. Проще списать их на этакую невинную подростковую провокацию.

Главная находка — зеркало. Танец в обнимку с ним символизирует обретение себя: когда герои понимают, что каждый миг в разлуке с собой — это мучение.

Филипп Шкаев.Филипп Шкаев.

— Не воспринимайте всё слишком серьёзно, — посоветовал «Региону 29» Филипп Шкаев. — Я очень многое делаю с позиции какой-то иронии. Иронии к материалу, к зрителю, к себе.

Начинающий режиссёр рассказал, что в пьесе Майенбурга его привлекала как раз-таки простота.

— Я периодически читаю современную драматургию, — отметил Шкаев. — Было несколько пьес на выбор, но я выбрал именно эту пьесу. Может быть, своей простой она мне и понравилась, некоторой даже нарочитостью. Я сам люблю такие довольно грубые приёмы. А себя, как режиссёра, я всё ещё ищу. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.