В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Ушёл из жизни Михаил Угаров. Архангелогородец, создавший театр, в котором не играют

Ушёл из жизни Михаил Угаров. Архангелогородец, создавший театр, в котором не играют

02.04.2018 14:45Мария АТРОЩЕНКО
Художественный руководитель «Театра. Doc», режиссёр и драматург — выдающийся уроженец Архангельска — Михаил Угаров скончался в возрасте 62 лет.

Сообщение об этом появилось утром 2 апреля в сообществе «Театра. Doc» в Facebook. «У нас нет сейчас ни слов, ни сил об этом говорить. Мы очень вас любим, Михаил Юрьевич», — сказано в посте. 

Михаил Угаров родился в Архангельске в 1956 году, и в 19 лет уехал из нашего города. Но возвращался сюда: не только к родным, но и как режиссёр, — с тем, что создал. Чтобы показать нечто такое, чего наш город ещё не видел.

В декабре 2014 года он стал главным гостем внеконкурсной программы фестиваля пятого международного фестиваля любительских и профессиональных фильмов и программ «Берегиня». Публике тогда он был представлен, как земляк, автор сценариев для сериала «Петербургские тайны». И на показ фильма «Братья Ч» — первой режиссёрской работы Угарова в большом кино — и следующую за ним творческую встречу неожиданно под завязку собрался весь большой зал кинотеатра «Русь». 

«Братья Ч» — история о 26-летнем Антоне Чехове и его братьях Александре и Николке — произвели поразительное впечатление. Тогда, в 2014-м, сложно было представить, что российское авторское кино может быть таким — сложным и простым одновременно. Тогда барьер между коммерческим кино и кино «не для всех» был чудовищным: по одной стороне был фильм «Трудно быть богом», который до Архангельска так и не дошёл, а по другой — всевозможные «Чемпионы» и «Кухня в Париже», и предположить, что авторское кино может быть настолько увлекательным, было сложно. «Братья Ч» околдовали с первого кадра и заставили к себе возвращаться. Удивительный у Угарова и его супруги сценариста Елены Грёминой получился Чехов — и едкий «человек без селезёнки», и неоперившийся юноша, грезящий о романе, вынужденный писать, чтобы тянуть на себе семейство.

С ещё более поразительным багажом Угаров вернулся в Архангельск опять-таки в декабре, но через два года. Опять же, благодаря кинофестивалю «Берегиня». Режиссёр вновь стал участников его внеконкурсной программы, но на тот раз — как создатель спектакля «Театра. Doc» «24 плюс». Тогда Михаил Угаров ещё больше потряс родной город, выпустив на сцену архангельского драмтеатра своих обнажённых актёров, рассказывающих не заученный текст, а свои истории. Скандальная постановка потрясла и поделила зрителей на два лагеря: одни ногами голосовали «против» — была бы дверь, так и дверью бы хлопнули! — другие уверяли, что без такого театра, какой Угаров привёз в Архангельск, мы не просто умрём, а сдохнем. Говорили: «Впервые довелось увидеть спектакль такого уровня честности».

После спектакля и затянувшегося обсуждения Михаил Угаров остался на сцене — давать интервью сразу двум журналистам от двух изданий, и не двум одновременно, а каждому — своё. Это при том, что в этот день «24 плюс» сыграли трижды: на прогоне, для зрителей и для гостей фестиваля. В интервью«Региону 29» он осудил установку памятника Сталину в Архангельске и говорил о том, что в его театре спектакли не должны долго жить. А также о том, что в кино дела не складываются — без бюджета его замыслы не воплотить. Благо, есть театр, в котором «нам никто ничего не запретит, мы сами себе начальники».

Независимый — не только по духу, но и в коммерческом плане — «Театр. Doc» одним из первых театров в стране начал испытывать давление извне. Приходить с обысками туда стали ещё до того, как это стало мейнстримом. «Театр. Doc» пережил и их, их выселение, и вызовы директора в прокуратуру. Хочется верить, что переживёт и уход художественного руководителя. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.