Экономика
Светлана Шадрина: «HoReCa — это то, на чём Архангельская область может зарабатывать»

Светлана Шадрина: «HoReCa — это то, на чём Архангельская область может зарабатывать»

03.11.2017 10:05Ирина КАТОРИНА
10 ноября в Архангельске состоится первый региональный деловой форум в индустрии гостеприимства «Поморская HoReCa».
HoReCa (рус. Хо́ре́ка́) — термин, обозначающий сегмент сферы услуг индустрии гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства). Название «HoReCa» (акроним) происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe.

Мероприятие пройдёт на площадке областного Дома молодёжи (проспект Ломоносова, 269). Событие объединит профессионалов гостиничного, ресторанного бизнеса, а также сферы обслуживания. Накануне форума мы решили пообщаться с куратором проекта, советником генерального директора Корпорации развития Архангельской области Светланой Шадриной о «начинке» форума, приглашённых гостях и  дегустации.

— Светлана Владимировна, как пришла идея делового форума «Поморская HoReCa»? Зачем он вообще нужен — ведь столько уже было подобных мероприятий?

— Идея возникла из наблюдений за ситуацией, которая сейчас характерна для Архангельской области и других регионов. Основная особенность, которую сейчас мы видим — это некий тренд перехода к повышению качества сервисной экономики в целом по России: мы обсуждаем не только проблемы больших производств, то к чему привыкли, но всё больше обращаем внимание на сферу услуг, например, сегмент HoReCa.

Поэтому мы решили использовать формат, который объединил бы участников рынка и важного для развития региона сектора экономики — индустрии гостеприимства. Нам важно, чтобы через совместное обсуждение, обмен опытом, повышение квалификации на обучающих семинарах, представители этого бизнеса в муниципальных образованиях начали качественно расти, регулярно встречаться, и эта история получила продолжение. Пока этого нет, а сфера и отрасль очень важна не только потому, что HoReCa вносит свой вклад в экономику региона, это ещё и репутация Архангельской области, тех её ресурсов, на которых Поморье может зарабатывать.

Многие потребители из российских регионов транслируют желание приезжать к нам. У них есть желание тратить деньги у нас, в Архангельской области. Но для этого необходимо сформировать комплекс предложений. Это возможно только тогда, когда люди общаются друг с другом. Сейчас представители этой отрасли очень часто конкурируют, они не взаимодействуют друг с другом. Эту ситуацию надо менять.

Темы и эксперты

— Кого пригласили на форум в качестве экспертов? О чём они будут говорить с целевой аудиторией?

— Для начала мы постарались ответить на вопрос, какие актуальные проблемы существуют у представителей этого бизнеса и исходя из этого формировали темы мастер-классов, круглых столов, а потом анализировали, кто на эти темы может быть приглашён в качестве спикера. Так возникла история с проведением мастер-класса по звёздности гостиниц. Одна из ключевых проблем отрасли, которая затронет всех участников рынка, — грядущие изменения на законодательном уровне. Бизнес к ним должен быть готов, и эту тему мы решили разобрать подробно. Проработав дальше, кто мог бы стать экспертом, стало понятно, что это должен быть человек извне. Госпожу Биткулову как основного спикера нам рекомендовали с разных сторон, и она приняла наше приглашение.

Что касается дискуссионных площадок, то здесь мы действовали согласно правилу шести рукопожатий, когда люди, работающие в тех или иных сферах деятельности, рекомендуют отличных спикеров. Так у нас появился Михаил Кононов — эксперт, являющийся ярким представителем HoReCa в Северодвинске, двигающий в этой сфере долгие годы и успешно огромное количество проектов. Ещё один спикер — Влад Черножуков, известный нам с конференции «Интернет-маркетинг. Точки над i». По его выступлению было большое количество положительных откликов от участников мероприятия, поэтому мы решили пригласить его повторно.

Также мы решили, что этот форум должен быть интересен и с точки зрения повышения личностных компетенций. И тогда возникла мысль, что очень часто бизнес встречается друг с другом в кафе, ресторанах и выглядеть там нужно достойно. При этом необходимо признать, что мы очень сильно упали в культуре поведения в заведениях общепита, многие не знают, как пользоваться приборами, какие бокалы, посуда для чего предназначены. В итоге этот блок вопросов отлично сможет закрыться при посещении мастер-класса «Застольный этикет», который проведет Марина Дубенкова. Она занимается этими вопросами в рамках построения имиджа личности, и это одно из направлений её деятельности. Вопросами имиджа она стала заниматься одной из первых на региональном рынке.

Направление движения

— Как вы, маркетолог с большим исследовательским и преподавательским опытом, оцениваете региональный рынок HoReCa: чего ему не хватает, в каком направлении следует двигаться игрокам, может быть есть необходимость изменения вектора, направления движения?

— У этого сегмента рынка как, впрочем, и у других отраслей, есть очень большая проблема — текучка кадров. Бизнесмен, открывающий новый проект, вкладывается в обучение сотрудников, занимается разработкой спецстандартов, а персонал уходит, и приходиться начинать заново. Страдает в первую очередь клиент, так как качество обслуживания падает. Неудовлетворённый клиент не возвращается — бизнес не видит денег — бизнес закрывается. Разорвать этот порочный круг, в том числе через примеры своих же коллег по цеху — это тоже задача форума.

Кроме перечисленного HoReCa не хватает обмена информацией и опытом. Выбирая для себя свою историю продвижения, считая, что это поможет избавиться от конкурентов, многие начинают экономить средства на себе или сосредотачиваются на выборочных историях. Но в итоге проигрывает потребитель, у которого нет понимания, какие проекты существуют в этом сегменте. И когда ты оказываешься в другом городе своего же региона, ты порой не знаешь, куда пойти перекусить или какая гостиница достойна твоего внимания, какой уровень сервиса ты можешь получить. У всех субъектов этого рынка резко упал уровень продвижения себя в информационном пространстве. Я не беру во внимание отдельных участников с хорошим оборотом, с хорошей рекламой, с благополучным состоянием бизнеса.

— Как откликнулось деловое сообщество этого сегмента на идею? Кто преобладает в составе зарегистрировавшихся участников?

— Сейчас преимущественно участники из Архангельска и Северодвинска, хотя мы очень рассчитывали на отклик из муниципалитетов, поскольку хотели бы видеть представителей из районов области, чтобы они пообщались с центровыми игроками и за счёт этого подтянули свой бизнес в качестве сервиса.

Что касается того, кто эти люди, то в основном — представители сферы общепита. Гостиничный сектор реагирует похуже, и это связано с тем, что они опять же не видят связи взаимодействия с общепитом и другими участниками сегмента: а это и поставщики, и разработчики специального программного обеспечения для HoReCa, то, что полезно знать и представлять для построения собственных планов.

А в целом, мы при прогнозировании плана мероприятия рассчитывали на более яркий отклик, но столкнулись с тем, что характерно в настоящий момент для большинства площадок с обучающим компонентом. У нас слабо видят ценность образовательных услуг. Большая часть потребителей уверены, что дальше они не будут применены на практике по тем или иным причинам. И сколько бы ты вкусным с точки зрения содержательного компонента предложение не делал, оказывается, что им не так это интересно. Но классика любого менеджмента говорит об обратном — нельзя недооценивать собственных конкурентов, и подобные площадки могут на самом деле стать платформой для их изучения, когда ты можешь сразу получить понимание того, что собой представляет твой конкурент. Однако далеко не все это осознают.

Попробуйте!

— Когда заканчивается регистрация на участие и могут ли принять участие в мероприятии потребители услуг, те, кто пользуется услугами кафе и гостиниц?

— Основная регистрация завершается 9 ноября, но у участников есть возможность прибыть и зарегистрироваться непосредственно перед началом панельной дискуссии, открывающей форум. «Запрыгнуть в последний вагон» могут абсолютно все, но хотелось бы обратить особое внимание горожан на наше мероприятие. Несмотря на то, что это будет пятница, и мы стартуем с 10:00, есть интересные вещи, которые в первую очередь будут интересны именно обычным потребителям. Я говорю о дегустации чая от компании «Bronski tea» с презентацией их нового продукта — ягодных сиропов из северных ягод.

Интересен проект выездного кейтеринга от «Паприки», где будут готовиться напитки по своим рецептам. Это и потрясающий новый проект «Мороженое в роллах» от компании «Аляска».

Мы зовем всех на мастер-класс от Марины Дубенковой по «Застольному этикету», где разговор пойдёт о конкретных блюдах, где участники смогут не только услышать о них, но и попробовать их, найти для себя новые знакомства. Сегодняшний мир — это мир коммуникаций. Мы даже формат кофе-брейка специально зарядили так, чтобы люди не скучковались по принципу «я тебя знаю, давай поболтаем», а все друг с другом перезнакомились, получили первый контакт, который, возможно, потом вырастет в новый проект в индустрии гостеприимства. Поэтому мы ждём всех!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.