В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/11
Общество
Участники фестиваля «Селектор» тайно встретились с главным художником Архангельска

Участники фестиваля «Селектор» тайно встретились с главным художником Архангельска

23.07.2017 13:34Мария АТРОЩЕНКО
Закрытая встреча прошла в штаб-квартире фестиваля — в одном из цехов типографии «Правда Севера».

Фестиваль «Селектор» — это новейшая и очень актуальная инициатива архангельской культурной молодёжи. В рамках фестиваля запущен конкурс на разработку эскиза граффити размером 5 на 18 метров, которое украсит фасад типографии на Новгородском, 32. А кульминацией фестиваля станет во многом беспрецедентное для Архангельска мероприятие — большая дневная и ночная программа прямо на типографском производстве. 

Сейчас же после первичного отбора эскизов и их авторов началась своего рода образовательная программа конкурса. Художники погружаются в мир типографии (в здании «Правды Севера» для них уже организовали экскурсию и пленэр) и встречаются с экспертами. 

В одном из цехов типографии организаторы устроили свой штаб с печеньками, водой и удивительно живописным светом, проникающим в лофт из мутных окон. Тут единомышленники собираются, чтобы порисовать, пообщаться и полистать архивные книги и материалы по истории типографии.

Михаил Трещёв: «У большинства людей у нас в городе нет понимания того, что такое шрифт, насколько он важен. Отсюда у нас такая беда с наружной рекламой».Михаил Трещёв: «У большинства людей у нас в городе нет понимания того, что такое шрифт, насколько он важен. Отсюда у нас такая беда с наружной рекламой».

«Стараюсь не заворачивать идеи»

Одним из первых экспертов, с которым там встретились, стал главный художник Архангельска, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства городской администрации Михаил Трещёв.

Никаких барьеров из разряда «художник-чиновник» между экспертом и аудиторией не возникало, всё-таки Михаил тоже молод и тоже уличный художник: он был соорганизатором стрит-арт фестиваля «Сити Холст», который прошёл в Архангельске в 2015 году.

Михаил Трещёв должен был рассказать уличным художникам, как согласовывать свои проекты с собственниками зданий и городской администрацией. Понятно, что в случае «Селекора» им этого делать не пришлось: организаторы обо всём позаботились — руководство типографии поддержало их смелые начинания. Но, как правило, процедура согласования становится для свободных художников, мало знакомых с бюрократическими нюансами, камнем преткновения.

По словам Трещёва, согласование проекта собственником даёт 80 процентов уверенности в том, что согласует и мэрия. Но, с другой стороны, заручиться поддержкой собственника здания недостаточно: граффити должно вписываться в городскую среду, а, кроме того, поверхность фасада должна отвечать определённым техническим требованиям. Так, Михаил рассказал, к удивлению многих, что панельные дома вообще не подходят для стрит-арта: от мозаичной поверхности краска будет отслаиваться, а из-за швов, которые надо регулярно промазывать, настенная картина через 5 лет будет в сеточку.

Казалось бы, алгоритм прост:

  • найти деньги,
  • создать эскиз,
  • согласовать,

— но, тем не менее, Трещёв отмечает, что художники очень редко идут для согласования в администрацию.

— В год обращаются 1-2 человека, хотя лично я стараюсь не заворачивать идеи, даже если сначала они кажутся ерундой, — сказал Михаил. 

Правда, случаются, действительно, немного странные предложения. Как-то раз к Трещёву пришёл «художник в сфере шахмат», который предложил всю архангельскую набережную расписать картинками, где шахматная доска улетает в космос, и в шахматы играют Красавица и Чудовище из диснеевского мультфильма. А потом — исчез.

Андрей Кипрей: «Я сам пошёл навстречу городу».Андрей Кипрей: «Я сам пошёл навстречу городу».

«Общаюсь с городом через рисунки»

Сами молодые уличные художники, пришедшие на встречу, говорили о том, что порой главная беда — это недостаток инициативы и команды. Но бывают и счастливые совпадения. Например, стрит-арт художник Андрей Кипрей рассказал о своём опыте. Он расклеил по городу объявления: «Раскрашу вам гараж бесплатно». И в результате — расписал 10 торговых павильонов, но ни одного гаража.

— Я сам пошёл навстречу городу, и теперь все, кто видит меня за работой, мне респектуют, — сказал художник. — Людям вся эта серость не нужна, им нужно что-то хорошее, но это мало, кто делает. Я теперь так общаюсь с городом через рисунки, и меня все благодарят. Главное — это инициатива.

Вокруг шум

Сам Михаил Трещёв одобрил задумку фестиваля «Селектор» — сделать типографское граффити на здании, в котором располагается это производство.

— У большинства людей у нас в городе нет понимания того, что такое шрифт, насколько он важен, — отметил Михаил. — Отсюда у нас такая беда с наружной рекламой. Зачастую это просто шум, который засоряет голову.

Так участники встречи и вышли на тему «наружки». Михаил Трещёв рассказал, что сейчас в администрации города идёт подготовка к разработке схемы размещения наружной рекламы. По его словам, есть даже задумка сделать этот регламент визуальным, как в Москве или других крупных городах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.