Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/4
Общество
​Фестиваль «Селектор» откроет Архангельску цеха типографии «Правда Севера»

​Фестиваль «Селектор» откроет Архангельску цеха типографии «Правда Севера»

21.07.2017 17:35Мария АТРОЩЕНКО
А также украсит фасад здания на проспекте Новгородском, 32 граффити размером 90 квадратных метров.

Его автором станет создатель лучшего экскиза, который определит конкурс. Сейчас первичный отбор прошли девять уличных художников. Победитель будет объявлен 5 августа, реализация макета на фасаде типографии площадью пять на 18 метров начнётся с 18-го, а сам фестиваль с обширной программой — дневной и ночной сменами — состоится в здании типографии 26 августа. 

Граффити будет здесь.Граффити будет здесь.

Но уже сейчас организаторы и участники конкурса развернули в газетном цеху типографии свой оперативный штаб. До 28 июля включительно участники должны будут предоставить финальный вариант эскиза, но после того, как погрузятся в мир типографии.

— Сейчас, на втором этапе, происходит внедрение в типографию, — рассказала один из организаторов фестиваля Карина Симакова. — Любой художник должен быть подготовлен, должен понимать и чувствовать историю предприятия, чтобы потом выразить её в своём творчестве.

— Мы просили, чтобы на первом этапе ребята присылали именно наброски — лёгкой рукой, — добавила Мария Бирюкова. — Но у некоторых уже проработана чёткая концепция, понимание того, как типография связана с городом. На других же эскизах в основном — абстрактные картины или какие-то воспоминания, образы рабочих. В этих рисунках есть ощущается некая ностальгия.

В рамках этого внедрения уже прошла экскурсия по типографии, а ещё — пленэр. Не с мольбертом на чистом воздухе, а прямо в цехах. Кроме того, запланированы лекции и дискуссии. Одной из первых состоится закрытая встреча с главным художником Архангельска Михаилом Трещёвым. Он расскажет участникам конкурса, как стрит-арт художнику найти точки соприкосновения с городской администрацией. Ещё, например, с ребятами пообщается мурманский художник Илья Байдак.

Кстати, и Трёщёв, и Байдак вошли в жюри конкурса. А вместе с ними — архитектор Надежда Чадович, которая преподаёт в московской «Архитектурной школе МАРШ», и члены творческого объединения «Артмоссфера» — организаторы одноимённого биеннале стрит-арта в Москве. 

Открытый день и секретная ночь

Но, конечно, главным событием фестиваля станет 26 августа. Именно тогда — не раньше! — двери типографии откроются для всех горожан. Программа будет поделена на дневную и ночную смены.

— Названия всех секторов идут из типографского быта: «смена», «цех», «архив», «мастер», «механизм»… — пояснила Карина Симакова. — В газетном корпусе руководитель танцтеатра Es Sentia Ваня Перчугов представит перформанс по мотивам творчества Маяковского, что тоже нам очень нравится — это соответствует индустриальной тематике.

Вход на дневную смену бесплатный. Она включает экскурсии по цехам, видео-инсталляцию и фото-выставку, посвящённую предприятию и его работникам, ярмарку книг, изданных в «Правде Севера», лекторий по стрит-арту и урбанистике и мастер-классы по поделкам из типографских отходов — обрезков, бумаги, брака, туб от рулонов, фольги… Инсталляцию, посвящённую отходам производства, подготовит также экологическая организация «Этас». А ещё горожане смогут посетить выездную библиотеку Добролюбовки.

Ночная смена будет практически конспиративной, что, несомненно, придаст ей особое очарование. 

— Это будет полусекретное мероприятие, — заинтриговала Мария Бирюкова. — Мы не афишируем, в каком именно помещении оно будет проходить. Покупая билет, нужно будет оставить свой e-mail, и за два дня на него будет выслана информация. Её главный событием станет концерт, хедлайнером которого выступит известная российская группа. Её название пока держится в секрете.

Кроме того, параллельно в августе пройдут кинопоказы фильмов, связанных с типографией, дизайном, уличным искусством.

Машины, подвиньтесь! Идёт искусство

Идеолог фестиваля Карина Симакова рассказала ИА «Регион 29», как родился замысел фестиваля:

«Типография открывает свои двери для людей. Мы пришли сюда с тем, чтобы дать архангелогородцам возможность узнать о том, что у нас есть производство, то, чем мы можем гордиться. Тем более, что через два года типографии исполнится 200 лет. Это целый пласт истории, в ней работают поколениями. Мне кажется, это захватывающая идея».

Отметим, что опыт организации арт-пространств на заброшенных заводах и других индустриальных помещений в мировом и российском современном искусстве не нов. Самый авторитетный в России музей современного искусства «Гараж» первоначально, действительно, находился в знаменитом здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве, и лишь потом переехал — сначала в Парк Горького, а затем в бывшее здание советского ресторана «Времена года».

Но с «Правдой Севера» всё иначе: предприятие действующее. Здесь, в частности, сейчас печатается одноимённая областная газета. Так как же типография пустила современных художников в свои цеха? Об этом мы и спросили Карину Симакову. 

— Типография проектировалась в грандиозных советских масштабах: раньше и машины были больше. А сейчас время другое, машины более компактные, и пространство типографии можно оптимизировать, — ответила организатор. — А освободившиеся помещения можно открыть — как это делается в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Например, в Екатеринбурге есть Дом печати, из которого сделали большое культурное пространство. Тут похожая история. Эти площади будут сдаваться в аренду, и пока они не заняты, мы решили, что было бы здорово открыть их людям, показать кусочек истории. И руководство типографии пошло нам навстречу.

Интересно, что сама Карина живёт типографией уже почти год.

— Я начала вникать в жизнь типографии где-то около года назад. Я прониклась этими людьми, помещениями, так и возник замысел сначала конкурса, а затем и фестиваля. Сначала была идея просто расписать стену: хотелось сделать что-то значимое для города, чтобы он тоже как-то по-другому себя почувствовал. Мы обратились к художнику, он сделал эскизы. А потом наступила осень, погода испортилась, и всё как-то приостановилось. И уже этой весной я встретила Машу Бирюкову, которая связана с арт-сообществом Архангельска. И она очень активно включилась в этот проект. Появилась идея конкурса, а потом уже возникла идея фестиваля. Мы поняли, что мало нарисовать граффити, нужно рассказать об этом городу.

Тигран Костанян на пленэре.Тигран Костанян на пленэре.

«Цвет убирается, остаётся много чувств»

На пленэре в цехах типографии мы застали одного из участников конкурса — граффитчика Тиграна Костаняна. Молодой человек около 9 лет занимается граффити и просто живописью.

Сейчас он живёт и учится в городе на Неве — в Государственном университете дизайна и промышленных технологий Санкт-Петербурга.

Отметим, что Тигран выполнил одно из граффити на фасаде архангельского музея ИЗО — стрит-арт по мотивам «Царевны-Лебедь» Врубеля.

Своё участие в «Селекторе» парень объяснил очень просто:

«Мне просто хочется порисовать, хочется сделать фасад, и мне интересна разная „движуха“ в Архангельске. Я смотрел на то, что творится в типографии: здесь очень своеобразная жизнь. Чтобы что-то нарисовать, нужно много думать».

На пленэре юноша делал не зарисовки, а снимки на фотоаппарат. Причём большинство в технике «сепия».

— Мне нравится монохромность, — говорит Тигран. — Цвет убирается, но остаётся много чувств. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.