В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Главный режиссёр архангельского драмтеатра: «На три года вперёд моё время уже расписано»

Главный режиссёр архангельского драмтеатра: «На три года вперёд моё время уже расписано»

13.06.2017 15:03Мария АТРОЩЕНКО
​11 июня архангельский театр драмы закрыл сезон премьерой «Амфитрион». Накануне главный режиссёр Андрей Тимошенко подвёл итоги 84-го сезона и поделился с ИА «Регион 29» планами на будущий.

— Я доволен сезоном, — отметил Андрей Тимошенко. — Мы подняли планку, выпустили девять премьер. На моей памяти, так активно мы ещё не работали. Причём задействованы были все — даже те, кому раньше работы не хватало. Например, замечательная актриса Вера Томилина по причине болезни играла не так часто, но она пришла ко мне и сказала: «Хочу работать!». И как органично она сыграла приживалку в «Грозе»: настолько тонко, светло! Я приветствую, когда у актёра есть желание работать.

В этом сезоне у нас были очень хорошие актёрские прорывы. Например, Саша Субботин очень хорошо поработал. Количество премьер — это важный показатель качества сезона, но есть ещё индивидуальный творческий рост каждого актёра. Многие актёры сыграли неожиданные роли, предстали в том качестве, в котором им раньше не приходилось существовать, поработали в разных жанрах. Например, многие артисты блестяще справились с гротескной подачей в «Слоне». Ваня Братушев — блеск! Наташа Латухина, Саша Дубинин, Лена Смородина — перечислять можно долго. Даже в хоре актёры очень точно попадают в персонажей — получается очень смешно. Разные способы существования на сцене — это школа для артиста.

Кроме того, у нас появились новые артисты — Саша Зимин и Паша Каныгин, которые очень хорошо вписались и нашли своё место в труппе.

— Тем более, что Павел уже играет главную роль в премьере — «Амфитрионе».

— Да, он очень здорово попал. И Рита Москвичёва, которая приехала к нам из Нижнего Новгорода, в этом спектакле играет Ночь. До этого у неё не было таких значимых ролей, хотя она замечательная актриса.

Фото Артёма Келарева.

Подробный путь создания образа

— В следующем сезоне вы сохраните планку по количеству премьер?

— Следующий сезон — юбилейный. Может быть, и не будет такого количества премьер, потому что у нас будет одна значимая премьера «Последнее искушение Михайло Ломоносова», вокруг которой будет очень многое происходить. Мы хотим, чтобы зрители серьёзно погрузились в XVIII век: у нас будут лекции по живописи, музыке, литературе, науке того периода. Это очень серьёзный проект: мы никогда так не готовили ни один спектакль, такого не было в новейшей истории театра. Мы всегда работаем быстро, а сейчас мне хочется пройти очень подробный путь создания спектакля, образов — исторических, фантазийных или вообще гибридных, потому что кто знает, каким был этот человек?

Я дал артистам задание на лето — найти информацию о своём персонаже. И осенью они должны будут представить своих героев и, более того, отстоять их необходимость в пьесе. Пьеса большая, и мы будем её сокращать. А вдруг мы захотим выкинуть какого-то персонажа? Ну, не будет он нужен в рассказе о Ломоносове. Ведь что такое эта пьеса? Это история Ломоносова, рассказанная разными людьми. Поэтому актёрам нужно будет доказать, что их персонаж необходим для создания портрета учёного, продемонстрировать, как он помогает его раскрыть. Поэтому если актёр хочет сыграть персонажа, он должен сделать так, чтобы он в пьесе был жизненно необходим. И эта защита тоже будет публичной.

— Что ждёт зрителей помимо «Последнего искушения»?

— В следующем сезоне будут ещё премьеры, во-первых, на Новый год. Также сейчас у нас запущены несколько самостоятельных работ актёров, которые в следующем сезоне, я думаю, как-то вырулят на премьеру на камерном сцене. Будет ещё один большой проект к концу сезона. Пока мы взяли нам заметку несколько интересных названий.

От «Братьев Карамазовых» мы не отказываемся, просто определяемся со сроками, чтобы всё делалось вдумчиво, без авралов и суеты. Когда аврально работаешь, не имеешь права на ошибку. А если нет права на ошибку, нет права на эксперимент.

— Насколько мне известно, идёт речь о постановке «В ожидании Годо» и «Загадочного ночного убийства собаки».

— Да, «В ожидании Годо» — это самостоятельная работа, которая заявлена Игорем Патокиным, а «Загадочное ночное убийство собаки» предложил Алексей Ермилышев. На эти два спектакля уже изданы приказы. Но параллельно ко мне подходили ещё с четырьмя самостоятельными работами.

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

Те, кто хочет летать

— То есть, вы приветствуете самостоятельные работы актёров?

— Любая творческая работа, даже если она не вышла на публику, всё равно полезна. У актёра практическая профессия: он должен что-то делать. И даже если работа не вышла или не была доделана, сам процесс обогащает. Каждый год в конце сезона после сбора труппы я устраиваю индивидуальные собеседования. Я спрашиваю у актёров, какие у них есть пожелания, и записываю их. Скоро я достану записи с тем, что они говорили в прошлом году, и сравню, что было сделано, у кого хотение превратилось в результат. Вот захотел Игорь Патокин — и сделал «Блогера». И Ваня Братушев захотел. Я Иваном восхищаюсь, как артистом. Он на моих глазах, с первого моего появления в театре, когда он играл Керубино в «Женитьбе Фигаро», очень сильно вырос. Труженик! Он всё время что-то предлагает. Кто-то растёт медленно, а кто-то семимильными шагами. В этом году Саша Субботин пошёл в рост, Нина Няникова просто «вымахала»: сыграла в «Грозе» — и понеслась!

Как-то в интервью я сказал, что театр — дело молодых, и меня неправильно поняли. Дело в том, что театр — дело молодых душой. Когда актёр выбирает свою профессию, он выбирает её, потому что хочет летать. Для меня Ольга Павловна (Зубкова — ИА «Регион 29»), выходящая в «Эдипе», в «Грозе», — молода. Сколько в ней энергии, желания работать! И Вера Томилина, — вот молодые артисты для меня. Горение внутри — вот это молодость. И все, кто горит, все участвуют. Я считаю, что от артиста всё зависит.

Фото Артёма Кеоарева.Фото Артёма Келарева.

Любовь к человеку

— Недавно в интервью газете «Правда Севера» директор театра Сергей Самодов рассказывал, что в планах — приезд Константина Хабенского. Каких ещё артистов следует ждать зрителям в будущем сезоне?

— К нам будут приезжать друзья театра, с которыми мы будем делать совместные проекты. Например, в конце октября с ведущим артистом театра имени Вахтангова Евгением Князевым и камерным оркестром мы сделаем постановку по «Борису Годунову». Народный артист Валерий Баринов приедет к нам с «Метелью» Пушкина. В планах также — приезд Сергея Гармаша.

— Каким образом Гармаш и Хабенский связаны с драмтеатром? То есть, это какая-то внутренняя связь?

— Это внутренняя связь, духовная, скажем так (смеётся). Это наши учителя. Станиславский, Мейерхольд и Вахтангов — мои учителя, хотя в живых я их не застал. Есть такие актёры, которые мне и нашему театру близки по духу. С ними хочется соприкоснуться. Это люди, которых мы ценим: честные, глубокие. И общение наших артистов и зрителей с ними их только обогатит.

— Кроме того, будущей весной вас ждёт очередной фестиваль «Родниковое слово».

— Я мечтаю, чтобы на этот раз хедлайнером фестиваля стал «Евгений Онегин» театра Вахтангова. Мне кажется, это один из выдающихся спектаклей нашего времен, из таких складывается история русского театра. Поэтому, пока он есть в репертуаре театра, надо, чтобы люди его посмотрели.

— Сейчас вы знаете наперёд, о чём будет 85-й сезон, или это станет ясно потом?

— Я точно знаю, что у нас есть что сказать зрителю. Это наше жизненное и творческое кредо. Я законченный оптимист, я убеждён, что всё в жизни зависит от человека. И эта вера в человека — моя и нашего театра — это то, что проходит через все сезоны. Каждого нашего героя и каждого зрителя я люблю. Я надеюсь, что человек, сидящий в зале, ощутит нашу любовь, полюбит рядом сидящего и поймёт, что любовь — это то, что нас спасёт в этом сложном мире. Эту любовь к человеку мы утверждаем и продолжим утверждать в творчестве — в разных формах, в разных жанрах.

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

«Я бы с удовольствием сел за штурвал самолёта»

— Андрей Николаевич, а как вы развиваетесь, как режиссёр? Что вас вдохновляет?

— Я счастливый человек, потому что тот, кто выбирает театр, получает хобби и профессию в одном флаконе. Я это люблю, но театр не может замыкаться в себе, поэтому я много читаю, смотрю фильмы, путешествую. При любой возможности я куда-то еду. По сути, все заработанные деньги я трачу на две вещи — образование своих детей и путешествия. Потому, что когда ты видишь живопись в музее «Прада» или в Ватикане, любуешься «Ночным дозором» Рембрандта в Рейксмузеуме Амстердама — это очень важно. Когда я отправляюсь в путешествие, я ставлю себе цель. Я еду специально в музей. Например, в Бильбао я специально поехал в музей Гуггенхайма. Перед тем, как ставить «Садко», я здесь ходил в Морской музей, в Санкт-Петербурге, в Амстердаме. Это меня обогащает. И еще, конечно, книги. Мой любимый роман — «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Я его беру, как у Пушкина, — «откупорив шампанского бутылку и перечтя „Женитьбу Фигаро“».

Очень развивают новые умения. Любые новые умения, начиная от изучения иностранных языков. Я бы с удовольствием сел за штурвал самолёта.

— Странно, что говоря о путешествиях, вы не заговорили о театрах.

— Конечно, я смотрю спектакли, я думал, это само собой разумеется. Но надо сказать, что я смотрю не так много: я не всеяден. Если я вижу что-то очень плохое, я сильно расстраиваюсь. Поэтому перед тем, как идти на спектакль, я готовлюсь. Сейчас я очень расстраиваюсь от того, что не могу в этом году побывать на Чеховском фестивале в Москве, потому что я очень хотел посмотреть спектакли Робера Лепажа, Филиппа Жанти, Джеймса Тьере и «Волшебную флейту» (режиссёры Сьюзан Андрейд, Барри Коски). Планирую летом посмотреть спектакль Римаса Туминаса «Царь Эдип» на фестивале Двух миров в итальянском Сполето.

— Как проходит ваша совместная работа с другими театрами?

— В этом сезоне я выпустил в Абхазском русском драматическом театре спектакль «Рождество в доме Купьелло» Эдуарда Де Филиппо. Прошлым летом, во время своего отпуска, я репетировал с ними и Я продолжаю сотрудничать с ними: мы будем репетировать «Ревизора». Я очень полюбил этот театр, там очень интересные артисты. Я пытаюсь как-то подружить наши театры. Очень бы нам хотелось на гастроли туда поехать. Есть ещё предложения от других театров, от некоторых пришлось отказаться. Это мне интересно, но, к сожалению, на три года вперёд моё время уже очень плотно расписано.

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.