Одним из ключевых спикеров площадки стала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она отметила, что совершенствование человеческого капитала является важнейшим аспектом развития Арктики.
Участники дискуссии обсудили вопросы кадрового обеспечения устойчивого развития Арктики и поделились успешными моделями и кейсами.
Президент Университета Арктики Ларс Куллеруд отметил, что Национальный арктический научно-образовательный консорциум предполагает возможности вовлечения коренных народов в процесс подготовки кадров и применения самых прорывных образовательных технологий.
Ректор университета Тромсё — Арктического университета Норвегии Анне Хусебекк поделилась опытом создания Всестороннего мультикампусного университета, под эгидой которого объединены четыре колледжа, — а это 16 тысяч студентов и 4 тысячи сотрудников. Благодаря этой работе, по словам спикера, 70 процентов студентов остаются в регионе.
По мнению директора программы «Полярная инициатива» Международного научного центра Вудро Вильсона Майка Сфрага, на проблему создания комфортной среды обитания нужно смотреть шире. Например, — разработать микроэнергосеть для Аляски или Сибири.
Предложить жизненный вывоз
Подготовка специалистов для Арктики невозможна без тесного взаимодействия образования с бизнесом. О работе в этом направлении рассказала старший вице-президент, руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова.
— Компания вкладывает очень много средств в развитие человеческого капитала. Но в последние 20 лет мы наблюдаем все большие трудности в привлечении молодых специалистов, — сообщила Зелькова.
По её мнению, это во многом обусловлено тем, что молодёжь сейчас ищет простой, комфортной жизни.
— Чем мы можем привлечь молодых специалистов? Предложить им жизненный вызов, то, что в 1960-е называлось романтикой, — предложила Лариса Зелькова.
При поддержке «Норникеля» более, чем в 20 вузах страны студенты занимаются решением кейсов. Компания также работает над развитием сервисной экономики и социокультурной среды в Норильске.
Больше самоотверженных педагогов
Профессор Лапландского университета Туйа Турунен отметила, что важнейшую роль в подготовке квалифицированных специалистов имеют педагогические кадры с особым отношением к окружающей среде и к коренным народам.
— Преподаватели — это стейкхолдеры устойчивого развития Арктических регионов. Привлечение самоотверженных преподавателей — ключевой вопрос для развития Арктической территории, — заявила профессор.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун рассказала об изменении системы подготовки кадров в регионе. Так, в Мурманске организованы Роснефть-классы, дополнительное образование переориентировано на технические специальности, действует инновационный образовательный проект «Юные инженеры Арктики» для школьников.
— В этом году мы приступили к созданию детского технопарка «Кванториум», затратив 80 миллионов рублей, — добавила Ковтун.
Курс на опережение
Замгубернатора ЯНАО Татьяна Бучкова предложила внести в повестку Госкомиссии по вопросам развития Арктики вопрос опережающей подготовки рабочих кадров для реализации комплекасных инфраструктурных проектов, провести расчёт потребности в рабочих кадрах до 2025–2030 годов и сформировать «Атлас рабочих профессий Арктика-2030».
В работе площадки также приняла участие заместитель председателя Госудумы РФ Ольга Епифанова. Она сообщила, что по её инициативе в Госудме создаётся экспертный совет.
— Необходимо собрать из регионов лучших экспертов и найти новые законодательные решения, разработать новые предложения для исполнительной власти, — пояснила Ольга Епифанова. — Необходима особая государственная северная политика, которая должна найти подкрепление в нашей госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года», необходимо привести в соответствие всю нормативно-правовую базу по освоению и развитию Арктики. И, конечно, нам крайне необходим закон об Арктике, которого мы ждём с 2012 года.
В заключение заместитель председателя правительства Архангельской области по социальным вопросам Екатерина Прокопьева выразила готовность к дальнейшему взаимодействию и обмену практиками.