В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
В Архангельске музейных работников научили проводить экскурсии для слепых

В Архангельске музейных работников научили проводить экскурсии для слепых

24.03.2017 12:01Наталья ПАРАХНЕВИЧ
Как отмечают незрячие и слабовидящие посетители, им важно почувствовать экспонаты в своих руках.

Как пояснила главный библиотекарь Архангельской областной библиотеки для слепых Елена Ботева, идея более активно вовлекать незрячих в освоение объектов культуры возникла несколько лет назад. 

— Именно тогда мы поняли, что у проблемы есть несколько сторон. И это не только техническая готовность музеев, но и готовность музейных работников, — говорит Елена Ботева. — Как проводить такие экскурсии? Как ярко объяснить посетителям, что именно представлено в экспозиции? Каким образом компенсировать визуальный вакуум?

В итоге родилась идея провести обучающий «круглый стол» вместе с работниками культуры. 

Архитектура —  это застывшая музыка

— Но прежде чем обсуждать взаимное сотрудничество, я бы хотела, чтобы мы ответили на простые вопросы, — обратилась к участникам «круглого стола» психолог Марина Башкирова. — Что, например, я как незрячий посетитель хочу получить от экскурсии? И что вы как сотрудники музеев готовы для меня сделать? Что вы можете предложить? В зависимости от того, какие будут ответы, мы перейдём к следующему этапу — как всё это осуществить? 

По словам Башкировой, от посещения музеев она, например, хочет новых знаний, впечатлений и «удовлетворения сенсорного голода». 

— Это необходимо мне для расширения кругозора. До сих пор не могу забыть свои ощущения от посещения выставки «Зримый Петербург», которая осенью прошлого года прошла в Гостиных дворах. Макеты главных петербургских достопримечательностей были напечатаны на 3D-принтере из специального пластика. И я просто не могла оторваться от миниатюрной копии храма «Спас на крови». Невольно вспомнилось выражение, что архитектура — это застывшая музыка, — поделилась впечатлениями Марина Башкирова.

Хорошее освещение и открытые двери

Председатель Архангельской областной организации Всероссийского общества слепых Надежда Нельзикова, в свою очередь, попросила организаторов выставок и экспозиций учитывать некоторые особенности незрячих и слабовидящих посетителей.

— Вот несколько несложных правил: хорошее освещение, двери — либо открыты, либо закрыты. А ещё — на пути следования человека с инвалидностью не должно быть предметов, которые можно нечаянно повредить. И такой момент — мы были бы признательны, если бы вы дали возможность нам не только услышать о музейных экспонатах, но и почувствовать их в своих руках. Причём, надо учесть, что для подобного исследования незрячему посетителю музея требуется дополнительное время, — предложила Надежда Нельзикова.

В итоге участники «круглого стола» договорились о сотрудничестве. И наметили ближайшие планы — организовать экскурсии в Малые Корелы и Поморскую филармонию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.