Общество
Петербург наощупь: в Архангельске открылась трогательная выставка
1/5

Петербург наощупь: в Архангельске открылась трогательная выставка

17.11.2016 16:30Мария АТРОЩЕНКО
Искусство не обязательно видеть, чтобы ощутить. Выставка для слабовидящих людей «Зримый Петербург» — тому доказательство.

В экспозиции, которая открылась в Гостиных дворах, представлены миниатюрные копии главных петербургских достопримечательностей — Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Казанского и Исаакиевского соборов, дома компании «Зингер», Соборной мечети и храма «Спас на крови». Все макеты напечатаны на 3D-принтере из специального пластика.

Также на выставке представлены тактильные рукодельные книги и рельефно-графические альбомы по мотивам коллекций Эрмитажа. Все они снабжены этикетками, напечатанными шрифтом Брайля.

Отметим, что Архангельская область стала первым регионом, который принимает у себя этот уникальный проект. На открытии выставки жителей столицы Севера и гостей с берегов Невы приветствовала директор Архангельского краеведческого музея Наталья Шпанова:

«Открою тайну: я когда-то тоже была достаточно слабовидящим человеком, поэтому я очень рада, что в Гостиных дворах мы сможем сделать что-то очень хорошее и правильное для тех, у кого нет возможностей воспринимать искусство глазами. Хочу сказать, что одно из стратегических направлений работы краеведческого музея — сделать его доступным для всех категорий граждан».

Все макеты напечатаны на 3D-принтере из специального пластика.Все макеты напечатаны на 3D-принтере из специального пластика.

Рыцарь не печального образа

Организаторы выставки — центральный парк культуры и отдыха имени Кирова, государственная библиотека для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге и Елагиноостровский дворец-музей народного искусства.

— У нас много проектов, связанных с интерактивным восприятием объектов искусства слепыми и слабовидящими посетителями, — отметила директор петербургской библиотеки для слепых Ольга Устинова. — Мы сотрудничаем с Академией художеств, делаем тактильные выставки, посвящённые скульптуре и архитектуре Греции. Но такую комплексную выставку по истории и культуре Петербурга мы открываем впервые. И я не побоюсь сказать, что впервые в России.

По словам Ольги Устиновой, трёхмерные экспонаты выставки специально адаптированы для восприятия незрячим посетителем. Для этого применяются специальные технологии, в разработке которых участвуют специалисты-дефектологи.

— Мы изготавливаем их совместно с петербургским политехническим университетом Петра Великого, — рассказала директор библиотеки. — Например, мы применяем технологию, которую в России кроме нас пока никто не использует, — создание прототипированных трёхслойных иллюстраций, который дают возможность почувствовать перспективу изображения. С их помощью мы попробовали адаптировать для слепых и слабовидящих художниках некоторые картины, хранящиеся в Эрмитаже. Первой из них стал «Поцелуй украдкой» Фрагонара.

«Зримый Петербург» — это выставка, которая полностью игнорирует стереотипный запрет «Не дышите на шедевры!». На экспонаты выставки можно не только дышать: их можно трогать, щупать, гладить. Особенно «трогательны» шесть экспонатов — тактильные рукодельные книги по мотивам сборника «Сказочный Эрмитаж» автора Лии Лившиц.

На каждой странице «Деревянных сказок» представлены мини-копии эрмитажной мебели: секретер, гардероб и и бюро с открывающимися дверцами и выдвигающимися шкафчиками. А книга «Рыцарские сказки» позволяет не только познакомиться с элементами средневекового обмундирования в отдельности, но и применить полученные зрительные и осязательные знания на практике, облачив рыцаря в игрушечные доспехи.

Шлем и подлшемник для маленького рыцаря.Шлем и подлшемник для маленького рыцаря.

Чтобы не забыть цвета

Отметим, что на выставке есть и гладкие экспонаты, прикосновение к которым за редким исключением ничего не даст. Дело в том, что их авторы — незрячие петербургские художники. Некоторые из них родились с плохим зрением, например — Яна Лисина. Она окончила школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, но рисует с ранних лет: рассказывает, что карандаш научилась держать раньше, чем ложку. В частности, на выставке можно познакомиться с её работой «Коты Эрмитажа». 

Другие же питерские художники, чьи картины представлены в экспозиции, потеряли зрение: Олег Зиновьев — в результате пережитой блокады, а Татьяна Семёнова — из-за опухоли головного мозга. К картине Семёновой «Прогулка» так и хочется прикоснуться: это сделать можно и нужно — ведь она вязанная. Для создания картин в такой мягкой технике художница изобрела собственную «азбуку цвета» — оригинальную систему обозначений для ниток разных оттенков.

Параллельно с выставкой в Гостиных дворах прошёл научно-практический семинар «Особый посетитель в учреждении культуры», который провели сотрудники петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.