Можно определить тактику сторонников установки бюста словами классика. Французский драматург Пьер де Бомарше, к примеру, описывал подобные действия такой фразой: «Клевещите, клевещите, всегда что-нибудь да прилипнет». Такой способ действий неоднократно использовался в истории, и не только российской. Нечто похожее происходит сейчас в Архангельске.
Нечистое шоу
Открыв памятник 24 декабря, инициаторы поступили, и продолжают поступать, лукаво. Ведь официального решения, которое должны по закону принять депутаты городской Думы, по этому вопросу не принято, а архангельская комиссия по топонимике, более того, единогласно высказалась против установки памятника. Да, вердикт комиссии носит только рекомендательный характер. Но решающего мнения депутатов ещё нет, а шум вокруг идеи установки продолжает нарастать, что на руку немногочисленным инициаторам.
Нынешнее их лукавство — в том, что, дескать, негоже генераллисимусу стоять на дворовой частной парковке — давайте перенесём его в центр города! Ведь всё равно уже сделали и даже открыли, пусть и нелегально. При этом ссылаются на большинство голосов «за» установку.
Правда, на непроверенное «большинство» (целых 398 голосов!), инициаторы ссылались и ранее, в апреле 2016 года. Тогда как против установки бюста, отметим, за небольшое время проголосовало несколько тысяч архангелогородцев. Один из инициаторов проекта, депутат архангельской гордумы Александр Афанасьев пошёл дальше, тогда же окрестив всех противников памятника Сталину «людьми с изменённой психикой». А многомиллионные жертвы среди невинных граждан Советского Союза он же назвал «ложью и выдумкой чистой воды».
Как оценить такие слова депутата и коммуниста? При том, что известно: именно Архангельск в течение нескольких десятилетий первой половины XX века был одной из Гулаговских «столиц» по количеству лагерей, ссылок и тюрем. Целые районы и дороги Архангельска, Северодвинска и Новодвинска стоят буквально на костях расстрелянных и умерших в лагерях, а тысячи северян были уничтожены в годы политических репрессий. Вот и в ходе ток-шоу «Позиция», прошедшем в ГТРК «Поморье» 16 февраля, Александр Афанасьев заявил, что, восстанавливая памятник Сталину, они восстанавливают «доброе имя в истории и доброе отношение к тому периоду в нашей светлой советской истории». Как такое понять?
Страх и ненависть в Лас-Ангельске
Одним из очередных этапов этой странной просталинской истории стало «Открытое письмо ветеранов города Архангельска профессору Ю. Барашкову». Гневное послание появилось 17 февраля, буквально на следующий день после выхода в эфир ток-шоу ВГТРК «Поморье» «Позиция». Фотографию этого письма инициативная группа КПРФ по установке памятника Сталину в Архангельске рассылает архангельским СМИ. Пришло такое фото и в адрес ИА «Регион 29». В нём мы смогли-таки разглядеть обращение к Юрию Анатольевичу:
«Вы дословно заявили, что НКВД „это наше гестапо домашнее“. Это грязная, подлая ложь и очернение могил наших предков, Героев войны. Вы Иуда, распространяющий геббельсовскую пропаганду о „сталинской тирании“, видимо, забыли, кто же такие на самом деле сотрудники НКВД. Мы, советские люди, напоминаем вам».
Далее в тексте письма следует напоминание о многих героях, служивших в разных фронтовых и пограничных частях НКВД. «В Сталинграде в 1942-м насмерть стояла 10-я дивизия НКВД, весь личный состав которой погиб. Более 100 тысяч бойцов пограничных застав НКВД погибли на западных границах, защищая нашу землю до последней капли крови. Обучение в секретной части Красной армии, диверсионном отряде НКВД, прошли Зоя Космодемьянская, Елена Колесова, Иван Банов, Никита Дронов, Гргорий Линьков, все — Герои Советского Союза».
Завершается письмо сомнением, что Юрия Барашкова осудит прокуратура как человека авторитетного в Архангельске, «в руках которого сконценрирована большая власть». А в самом финале помещён ряд откровенных проклятий, по эпичности равных библейским текстам:
«Мы не боимся вас! Тысячу раз вы гаже фашистов, которые топили в крови нашу Родину! Иуда, земля наша будет жечь ваши ноги! Предатель, хлеб наш будет горек для вас! Семя ваше проклянет вас! И не будете иметь вы покоя до последних дней своих!».
Если разобраться
Подобные проклятия надо ещё заслужить! Чем же мог так разъярить архангельских сталинистов Юрий Барашков? Давайте посмотрим.
В ходе телепрограммы «Позиция» он сказал в адрес бойцов Красной армии, что «Эти ребята — невинно убиенные. Те, кто 22 июня под гусеницами немецких танков гибли — они гибли из-за ошибки Сталина. И сам Сталин вёл себя совершенно позорно, когда узнал, что война началась. 22 июня — тысячи, и сотни тысяч пленных и раздавленных танками, это — на совести Сталина». То есть — ни одного плохого слова, ни даже тени в сторону фронтовиков.
Что до фразы «НКВД — наше домашнее гестапо» — вот и контекст. Юрий Анатольевич показывает фотографию 30-х годов и говорит: «Это — внутренний двор „Лубянки“. Вот — обречённый выходит из чёрного „воронка“, вокруг стоят НКВДшники, это наше „гестапо“ домашнее, так сказать. И вот он сейчас зайдёт в эту дверь, она захлопнется, и он больше света божьего не увидит. Это — один человек, но он выражает собой тысячи невинно уничтоженных». Да, оборот сильный, но полемический, что в ток-шоу допустимо. Не верите нам — посмотрите запись эфира сами, она доступна.
Кто достоин памятника в Архангельске?
В череде людей, жизнь которых прямо связана с историей Архангельска, и кто наиболее достоин личного памятника, пожалуй, первым стоит Яков Лейцингер. Городской голова, основатель архангельского трамвая, благотворитель, краевед, фотограф. Странно и обидно, что до сих пор человек, так много сделавший для улучшения жизни горожан, для увековечения Архангельского Севера и его жителей, сам до сих пор остаётся в тени.
Если говорить о более позднем периоде XX века, требует восстановления добрая память многих и многих жителей Архангельска, кто был безвинно уничтожен при государственном терроре в 1920–30-е годы. Здесь инициатива уже проявляется, и нынешней весной в городе установят первые мемориальные таблички проекта «Последний адрес».
А вокруг имени и памятников Сталину сейчас и в Архангельске, и в стране было бы гораздо меньше ненужного шума, имей смелость государственные руководители прямо назвать тот государственный режим преступным и официально осудив его. О необходимости чего напомнила московский кинорежиссёр, внучка репрессированной Дарья Виолина, недавно побывавшая в Архангельске. И сейчас это сделать не поздно. Ещё не поздно.